Люди и судьбы на берегах Оби

Обухова Таисья Сергеевна

В 2021 году исполняется 100 лет со дня рождения Обуховой Таисьи Сергеевны, большого друга нашего музея. В начале 2000-х годов, будучи уже в очень пожилом возрасте, она вела с нами переписку из Тюмени, открывая страницы своей нелёгкой жизни на обском Севере. Стало очевидно, что Таисия Сергеевна рассказывает не только о своих молодых годах, но и о судьбе целого поколения, юность которого пришлась на военные и послевоенные годы, поколения, принявшего на свои плечи тяжёлую ношу обустройства на холодном обском Севере. Было решено обратить её письма в небольшую книгу. Сейчас, когда Таисии Сергеевны уже давно нет с нами, предлагаем гостям нашего сайта познакомиться с некоторыми её письмами.

Таисья Сергеевна Обухова о себе

Я, бывшая учительница, сейчас уже довольно старая, и мне хочется поделиться своими впечатлениями о жизни на Севере.

Родилась я 16 октября 1921 года в с.Фоминском Тугулымского района Свердловской области. Мама занималась воспитанием детей, а отец работал в кооперации, на заготовке леса. В конце 20-хгг. Его направили с экспедицией по отводу мест для спецпереселенческих посёлков вверх по Оби. Ему очень понравились северные просторы, реки, озёра, леса. Там он решил остаться жить. В июне 1929 года с первым пароходом он всех нас (маму, брата и 4 девчонок) привёз в Тундрино.

При мне разрушали церковь в Тундрино. Я тогда училась во втором классе. Жила наша семья у Щепёткина Григория, рыбака, охотника. Жена его, ханты, помогала ему. У них была дочь, моя ровесница. Мы с ней были на площади перед храмом, видели, как выбрасывали в костёр иконы и книги. Нам очень хотелось взять по книге. Но мы не могли, боялись, что нас тоже бросят в огонь. Так говорили всем, кто приближался к костру. Мы видели, как разбивали окна, стены. Не помню, были ли колокола, крест или их уже сняли.

Церковь украшала село, стояла на самом высоком месте, у стены векового кедрача. Была видна хорошо с Оби, с Высокого мыса. Помню, некоторые люди смеялись, ругались, другие – смеясь, подбрасывали в костёр всё, что могли вынести из церкви: доски с пола, красивую посуду, лавки, стулья, подсвечники. Меня мама больше не отпускала на развалины и пепелище. Вскоре мы переехали в Сытомино. Там церкви не было.

Продолжение следует…

Мартемьянова И.Ю., заместитель директора по научной работе