Лунница

 

Подвеска калачевидная

Ювелирные изделия булгарских мастеров на территории Западной Сибири — не редкость. Волжские булгары славились своими украшениями из металлов и полудрагоценных камней (лазурит, горный хрусталь, сердолик и т.д.), поэтому не удивительно, что их изделия обменивали на пушнину за тысячи километров от мастерских. По мнению исследователей, ветвь булгарского среброделия, которая ориентировалась на приобских заказчиков, пришла в упадок лишь в XVI веке, после присоединения Казанского ханства к Московскому государству.

Калачевидные подвески — одни из самых распространённых булгарских изделий, найденных на территории Западной Сибири. Исследователи полагают, что «лунницы» были популярным изделием ювелиров Булгарии.

Лунница — исключительно женский знак в виде полумесяца, она символизирует материнство, изобилие и плодородие. Многообразие форм и способов декорирования сделали данную подвеску любимейшим украшением женщин на протяжении веков. Калачевидные подвески, начиная с бронзового века, были распространены в Византии, на Руси, в Римской империи, Моравии, Ирландии, в странах Востока. В виде полумесяца изготавливали не только подвески, но и серьги, детали головного убора. Изображение лунницы вышивали на одежде.

Во времена распространения данного символа ювелирные изделия не только украшали владельца, но и выполняли функции оберегов и амулетов. Например, беременные женщины подвязывали лунницу на пояс, так как считалось, что такая подвеска оберегает и мать, и дитя.

В экспозиции «Югорское наследие» хранится булгарская калачевидная подвеска, создание которой приходится примерно на X-XIII вв. Украшение представляет собой пластину, лицевой щиток которой позолочен, а в центре напаян грубый шатон со вставкой из сердоликовой бусины. На оборотную сторону напаяна тонкая пластина из серебряной фольги. При декорировании данной лунницы использовались техники скань и зернь.

Украшение было найдено сотрудниками Лаборатории археографических исследований УрГУ в ходе раскопок на территории близ озера Сырковый Сор в Нефтеюганском районе и передано в музей в 1997 году.

Заведующий структурным подразделением «Музей реки Обь» Дука Д.С.