Рубрика «Православная культура»: Икона Богородицы Донская. Часть 1.

Как икона сражалась.

         В фондах нашего музея хранится вышитый образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Донская». Автор работы – жительница нашего города Антонина Михайловна Царыгина. С 1964 года трудилась она в Нефтеюганске, даря теплоту души, знания  и заботу дошкольникам города. Со временем появилось еще одно увлечение – вышивка. В своих работах она запечатлела красоту православных храмов и ликов святых.

Выбор именно этого образа Богородицы, конечно, не был случайным. Икона Пресвятой Богородицы Донская особое значение имеет не только для сердца каждого христианина, но и для каждого жителя России. Она является символом победы над захватчиками, над незваными «гостями» с оружием в руках. Подумайте только, эта икона сражалась вместе с войсками князя Димитрия Ивановича на Куликовом поле 8 сентября 1380 года! Ее укрепили на древке как хоругвь церковную, и она прошла перед выстроившимися отрядами. Позже,  в разгар боя,  икона Богородицы находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. Как вы помните, славная  победа в той битве над войском Мамая была одержана. И это значило очень много! Теперь появилась в народе уверенность, что ненавистное иго татаро-монгольское можно одолеть и избавиться от него навсегда.

Воодушевленные донские казаки после сражения преподнесли чудесную икону Пресвятой Богородицы великому князю Димитрию Ивановичу, которого после битвы на Куликовом поле стали именовать Донским. Да и сам образ Божией Матери с той поры Донским стали величать. Торжественно внесли его в Москву и поместили в Успенском соборе Кремля.

Правда историки говорят о том, что вряд ли именно эта икона побывала в сражении на поле Куликовом и приводят ряд аргументов. Да и сам сюжет о принесении иконы зафиксирован во вкладной книге Донского монастыря лишь в XVII столетии. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.

Но все это не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли». Не стоит забывать, что позднее многие царские особы обращались к этому образу Богородицы, возлагая надежды на помощь в ратных делах. Сам Иван Грозный перед походом в Казань долго молился перед Донской иконой и даже взял ее с собой как напутствие и благословение. Вернувшись с победой домой, царь заказал иконописцам два списка (копии) с иконы-помощницы. Эти списки передали Успенскому собору. Оригинал же, согласно царской воле, был размещен в Благовещенском соборе Московского Кремля. Там он  и пребывал  долгое время, пока вновь не нависла над землей русской беда страшная от татар крымских и шведов-захватчиков.

(продолжение следует…)

Научный сотрудник Смагина Ю.Г.