Artefact. Деревянная скульптура (мужское изображение)

Домашние духи — часть мифологии народов мира, покровители семейного очага и духи-хранители семьи. Исследователи полагают, что формирование домашних и личных культов  взаимосвязаны с промысловым культом, а зарождение относится к периоду материнско-родовой организации общества.

Семейные и личные культы салымских ханты свидетельствуют о заботе семейных или личных промысловых угодьях. Персонажи данных культов — персонифицированные антропоморфные божества, имеющие личные имена и внешний облик. Обычно изображения духов хранили в сундуках на чердаке. Скульптуры заворачивали в кусок покупной ткани, из неё же могли шить детализированную одежду.

Ритуал почитания проводили в месте, где хранятся духи-покровители. Старший член семьи поднимал крышку сундука и фиксировал её. С собой приносили угощения, которые включали в себя пироги, рыбу, ягоды, спиртные напитки. Семья становилась полукругом, лицом к открытому сундуку. Обязательным условием было нахождение мужчин в первом ряду, женщины и дети стояли сзади. Обращались с просьбами о помощи в охоте и рыбалке. Делали подношения, пили, закусывали. После окончания ритуала сундучок закрывали.

В Музее реки Обь на выставке «Югорское наследие» экспонируются три деревянные скульптуры домашних духов, когда-то принадлежащие салымской группе хантов. В посёлке Салым в доме, сохранившимся от юрт Кинтусовских до начала 90-х XX в., и принадлежавшем семье Лукиных, у восточного фронтона чердака стоял русский сундук, обитый железом. В нём находилось семь деревянных скульптур, на момент обнаружения сохранилось три.

Предметы поступили от Г.П. Визгалова и были обнаружены  в процессе полевых исследований в поселке Салым. Возможно, найденные идолы являются семейными божествами Лукиных. Идолы не превышают 30 сантиметров в высоту и каждый из них имеет уникальные черты.

Одна из объемно-плоскостных фигур — мужское изображение — выполнена из дерева светло-коричневого цвета. Острым предметом по поверхности дерева прорисованы волосы и пальцы рук. На туловище нанесена вертикальная линия, заканчивающаяся петелькой в области шеи (линия условно делит фигуру на две части). Слева и справа от основной линии прочерчено по пять наклонных линий, образующих узор «елочку» – признак «оживления» предмета. В нижней части  фигуры имеется объемное изображение полового органа. В области ушей (с обеих сторон) неглубокие отверстия. В области рта, носа и лба – следы засохшей крови животных, что свидетельствует о проведении ритуала «кормление».

 

Научный сотрудник
Дука Д.С.

 

Скульптура деревянная (мужское изображение)

Скульптура деревянная (мужское изображение)

Скульптура деревянная (мужское изображение)