Artefact. Гарнитура поясная

 

Пояс считается одним из важнейших аксессуаров одежды в человеческой истории. Доподлинно не известно, когда впервые появилась данная деталь, однако исследователи отмечают, что на неолитических изображениях можно встретить обозначенные горизонтальные полосы, делящие фигуру. Отсюда возникло предположение, что уже в новокаменном веке человек мог подпоясывать свою одежду.

В средние века пояс, помимо своей основной и очевидной функции, заменял карманы, которые как деталь одежды появились предположительно лишь в XV веке. К поясу крепили либо мешочек, либо необходимые предметы, такие как сверло, шило, ножны, амулеты, кресало и т.д. Пояса классифицировались как мужские, так и женские, до определённого возраста в костюме меленьких детей не использовались.

Во многих культурах пояс служил неотъемлемой частью инициаций, свадебных и погребальных обрядов. Поясные гарнитуры в могильниках указывают на социальный статус и имущественное положение усопшего. Изобильно украшенный накладками пояс указывал на принадлежность мужчины к сословию воинов. Металл, из которого изготавливали гарнитуру для определённого человека, напрямую зависел от его места в иерархии. Гарнитуры в основном изготавливали из золота, серебра, бронзы.

Гарнитура из археологической коллекции Музейного комплекса была найдена в ходе разведочных работ на памятнике эпохи средневековья селище Соровское 26 С на реке Большой Салым. В музейные фонды артефакты попали в 2011 году.

В состав гарнитуры входит шесть бронзовых элементов, выполненных в технике литья и ковки. Бляшки крепились к поясу с помощью шпенек, расположенных с оборотной стороны.

Предметы из металла в средние века на территорию Нефтеюганского района преимущественно поступали из районов, где металлообработка была одним из основных ремёсел. Такие дорогостоящие импортные изделия могли себе позволить князцы или кто-то из их дружины. Поэтому можно предположить, что погребение, найденное в 2005 году, принадлежало зажиточному мужчине, относящемуся к воинскому сословию периода кинтусовской культуры.

Статью подготовила научный сотрудник Дука Д.С.