Да будет свет!
В продолжение тем, посвященных событиям, которые последовали за легендарным открытием Усть-Балыкского месторождения нефти, рассказываем о появлении электричества в Нефтеюганске: о трудностях строительства линии электропередач, об отважных людях, которые своим героическим трудом добивались того, чтобы бесперебойное энергоснабжение было не только на производственных объектах, но и в каждом доме нефтеюганцев.
«Энергопоезд» – понятие сейчас практически забытое, но ведь именно с ним в отдаленные уголки северных городов и посёлков приходил свет. Передвижная электростанция в виде энергопоезда представляла собой один или несколько обычных вагонов, оборудованных газотурбинным, паротурбинным или дизельным генератором. К месту эксплуатации, в сибирскую глушь, его сначала, подобно обычному железнодорожному составу, перевозили с помощью тепловоза или электровоза, а уж затем по реке доставляли на барже. Энергопоезда представляли собой мощные источники тока, связанные сетью проводов с потребителями.
Первый энергопоезд в Нефтеюганске, 1965 год
Первый энергопоезд № 117 на 4 тыс. квт был доставлен в Нефтеюганск из Новосибирска в июле 1965 года. В одном из вагонов энергопоезда осуществляли водоподготовку, во втором располагались турбинный цех и электрощит, в третьем была градирня, где подготавливали воду для подачи в котёл, в четвертом находилась химическая лаборатория. Он снабжал электроэнергией предприятия города. До этого электричество подавалось с нескольких электростанций поселковых организаций, и были частые отключения света.
Для нагрева котлов сначала использовали нефть, а позднее газ. По приборам специалисты поддерживали определенные температуру и давление.
Представители коллектива энергопоезда на субботнике: внизу слева сидит – начальник котельного цеха Николай Кургачёв, справа стоит – начальник смены Юрий Нефёдов.
Одним из машинистов котлов первого энергопоезда была Нина Ивановна Сорокина. Она приехала в Нефтеюганск из Якутии, получив телеграмму от Министерства передвижных электростанций СССР: «Телеграфируйте, согласны ли работать машинистом котла. Жилплощадь предоставим». Подобные сообщения рассылались специалистам, работающим в сфере энергетики, во все уголки страны.
Нина Ивановна Сорокина — машинист котла энергопоезда
Нина Ивановна Сорокина, машинист котла: «Запитывали, или, как тогда говорили, «подкуривали», первый электропоезд с дизеля маленькой электростанции, которая находилась на Пиме. В одну смену (всего их было четыре) трудились 11 человек: два машиниста котла, специалисты водоподготовки, химочистки, машинист турбины, дежурный щита управления, электромонтер, инженер-диспетчер. Мы, машинисты котла, закачивали воду с Юганки, нагревали её на установке до 400 градусов и давления в 40 атмосфер, подавали пар на турбину, которая превращала его в электричество.
Дорог не было. Мы приходили на «пятачок», откуда катер доставлял нас к энергопоезду (в районе СУ-62). Иногда шли напрямик через озеро по проложенной трубе, а затем добирались автобусом. А когда Юганка разливалась словно море, передвигались на лодках».
В штате первого энергопоезда числился Рагит Хакимович Касимов, который, впоследствии, посвятил формированию энергетической базы в Нефтеюганском регионе более 40 лет.
Рагит Хакимович Касимов, главный энергетик НГДУ «Юганскнефть»: «В апреле 1965 года главный энергетик «Сургутнефти» привез меня в Усть-Балык и сказал: «Вот здесь теперь будешь работать». Как раз пришли дизели, начался монтаж электростанции на Пиме, руководить работами было поручено мне. С той поры я неразлучен с Нефтеюганском – строили энергомощности для месторождений».
Рагит Хакимович – один из первых работников вновь созданного тогда Нефтепромыслового управления (НПУ) «Юганскнефть», его первая должность на этом предприятии – заместитель начальника энергоцеха, а спустя 6 лет, в 1971 году он стал главным энергетиком Управления. В 1977 году Рагит Хакимович становится главным энергетиком новообразованного производственного объединения «Юганскнефтегаз». За 20 лет службы на этом посту им создана практически вся нынешняя система внешнего энергоснабжения Нефтеюганского региона.
Зимой 1966 года в НПУ «Юганскнефть» был создан Электроцех № 2 (ЭМЦ), в состав которого вошли энергопоезд № 117, от него линия ВЛ-6кв и четыре ТП-6/0,4кВ. Начальником цеха был назначен Илья Иванович Лебединец.
Илья Иванович Лебединец – с 1976 года – начальник Управления «Юганскэнергонефть», Ветеран труда РФ, награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник военного строительства»
Илья Иванович Лебединец, энергетик, руководитель строительства ЛЭП в Нефтеюганском регионе: «9 апреля 1966 г. я прилетел в Нефтеюганск. Добравшись на тягаче из аэропорта до НПУ «Юганскнефть», я представился начальнику Льву Дмитриевичу Чурилову и он, побеседовав со мной около 30 минут, уже через час подписал приказ о назначении меня начальником электромонтажного цеха. В этот же день я прибыл к начальнику энергоцеха Н.Х. Гатауллину. Мы сразу же определились в сферах деятельности. Он передал мне электриков во главе с инженером Рагитом Хакимовичем Касимовым и облегчённо вздохнул – слишком уж хлопотным являлась организация электроснабжения посёлка и нефтепромысла»
По рассказам Ильи Ивановича, в 1966 году в Нефтеюганске тепловые сети были плохо изолированные, состояли из труб разного диаметра. В домах было очень холодно, поэтому в каждой квартире были или буржуйки, или мощные самодельные электрообогреватели. Были частые пожары, и дома сгорали дотла ещё до того, как приедут пожарные машины. А в весеннюю и осеннюю распутицу колёсный транспорт попросту по посёлку не ходил.
Ввиду плохого теплоснабжения от котельных-времянок временные электрические сети часто перегружались, горели предохранители, кабели и провода. В итоге всё жильё и объекты погружались во тьму, а электрики в болотных сапогах, с необходимыми приборами и приспособлениями на плечах месили грязь, устраняли повреждения. Но ненадолго – аварии повторялись снова, и всё начиналось сначала.
Илья Иванович Лебединец, энергетик, руководитель строительства ЛЭП в Нефтеюганском регионе: «Нормальных заводских опор не было, готовили их из отработанных бурильных труб, устанавливали в мёрзлую землю под бур. К середине мая линия была построена. Но в это время начался весенне-летний паводок, да такой высокий, какого не было много лет. Площадка, где стояли два энергопоезда, была затоплена полностью, они были остановлены. Выручали только дизельные электростанции, но все они были маломощные.
Скоро постигла беда – построенная с великим трудом первая линия рухнула. Причина была простой – земля оказалась слишком жидкой, не удержала опору. Это было всем наукой. Необходимо было искать методы устойчивости опор в земле Западной Сибири».
Суровая северная зима была мощным испытанием для системы энергоснабжения Нефтеюганска. В морозы не выдерживали провода – лопались, ломались опоры, было много аварий. Электрики, проявляя трудовой героизм, в сложных условиях устраняли повреждения и восстанавливали электроснабжение.
22 ноября 1968 года начальник подстанции Усть-Балык П. Копчев так писал в газете «Нефтеюганский рабочий» о радужных перспективах строительства линии электропередач (ЛЭП) в Нефтеюганске:
«Действующие на территории Нефтеюганского нефтяного месторождения пять энергопоездов ни в коей мере не обеспечивают электроэнергией даже промысловые установки, не говоря о бытовых нуждах жителей города Нефтеюганска. Не смотря на неблагоприятные погодные условия, бездорожье, исключительные трудности в топографических условиях этой местности, люди трудятся на совесть.
Сейчас всё внимание строителей, монтажников направлено на то, чтобы в установленный правительством срок – в первом квартале 1969 года – сдать в эксплуатацию ЛЭП и подстанцию, что обеспечит бесперебойное снабжение электроэнергией Усть-Балыкского нефтяного месторождения, а также бытовых нужд жителей Нефтеюганска»
Газета «Нефтеюганский рабочий» №14 (14) от 22 ноября 1968 г.
В номере газеты, выпущенной в преддверии профессионального праздника Дня энергетика, старший инженер нефтеюганских энергопоездов Н. Булавинцева поздравляла коллег следующими словами:
«Каждый член нашего коллектива отдаёт себе отчет в том, что в будущем году надо будет работать ещё лучше, ещё производительнее. Программой работы нашего коллектива, так же, как и всех энергетиков страны, были и остаются вдохновенные слова Ильича: «Надо добиться того, чтобы каждая электрическая станция превратилась в очаг просвещения, и если Россия покроется густой сетью электрических станций и мощных технических оборудований, то наше коммунистическое хозяйственное строительство станет образцом для грядущей Социалистической Европы и Азии».
Газета «Нефтеюганский рабочий» № 52 (70) от 20 декабря 1969 года
После строительства линии электропередач от Тюменской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), энергопоезда были закрыты за ненадобностью.
Жизнь без тепла и света немыслима. Её ритм сбивается при отсутствии этих компонентов. Нормальное течение производственной, социальной и просто семейной жизни обеспечивает тепловая и электрическая энергия. Какое емкое это слово. Обозначает и технический термин, и отрасль производства, и собирательный образ внутренней силы человека, и оценку его деятельности… Энергия – источник, из которого всё сущее черпает силы для движения вперед, для созидания. Профессия энергетика призвана поддерживать и пополнять этот источник.
Нефтеюганск по праву может гордиться своими первыми энергетиками – это великие труженики, энтузиасты, вдохновлённые великой идеей и преисполненные патриотизмом. Они «подоспели» к самому началу создания малой, а затем и большой энергетики. Все линии электропередач, проложенные через леса и болота к месторождениям и посёлкам, все подстанции нефтеюганского региона – это дело их рук, воплощение их изобретательской мысли и внедрение смелых новаторских решений.
По материалам фондов Музейного комплекса
Фото из фондов Музейного комплекса и Нефтеюганской библиотеки.
Научный сотрудник Елена Петровна Белая