«Дорогою птиц».

 

В многочисленной семье финно-угорских народов и народностей только ханты и манси сохраняют исконный ареал обитания, хозяйственный, бытовой и семейный уклады, верования и традиции в том виде, как это было изначально.  Напомним, что могильник «Священная Кедровая Роща», возле пос. Салым, является уникальным для нашей территории, так как отличается богатством  инвентаря захоронений для людей высокого статуса, вероятнее всего, вождей.

Поминальный комплекс (сер.VI-сер.VII вв.) связанный с могильником и синхронный ему дал ряд предметов, обнаруженных вне погребений. Сакральный смысл даяния это попытка установить связь живущих с ушедшими в (нижний мир), но чья значимость и влияние сохраняются. Особый интерес вызывают три подвески из бронзы с изображениями водоплавающих птиц.

Рассмотрим мировоззренческие аспекты образа птицы. В представлении угров водоплавающие птицы имели особые (сверхъестественные) способности, потому что могли свободно существовать в трех разных стихиях: вода, земля и воздух. Не случайно, что именно с водоплавающей птицей, связан финно-угорский миф о сотворении суши, которую, нырнув по велению богов, птица достала со дна великого пра-моря. Умение летать в мифологии превращало птицу в существо, которое обладало божественным даром общаться с небесами, быть связующим звеном между духами и человеком. По причине того, что магическая сила птиц (особенно водоплавающих) была огромна, к ним всегда относились уважительно и бережно, чтобы не навлечь беду. Вместе с Великой Матерью (Анки Пугос), птица у хантов олицетворяла женское начало природы. Вернее, была одним из многих воплощений Великой Матери, дарующей жизнь всему живому. Подвески, таким образом, призваны были обеспечить связь между мирами, даровать силу и защиту.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство известных в древности орнитоморфных изображений посвящено водоплавающему виду, значительная роль которого объясняется тем, что это важный пищевой ресурс. Также с птицей человек связывал частичку своей души, которая осенью перед наступлением холодов улетала куда-то на юг, где лежала неизвестная земля, а, вернувшись весной, вела охотника, к озерам богатым рыбой, где собирались на водопой лесные звери. Образ водоплавающей птицы – один из наиболее устойчивых образов в мировоззренческой модели древнего населения.  В мифологической картине мира утке отводится роль его устроителя, создателя вселенной. С ее образом связывают переселение души умершего, а с появлением трихотомической модели мира (нижний, средний и верхний миры). Ей же отводится роль посредника между мирами. Птицы, путешествующие с севера на юг и обратно, соединяют два мира по горизонтали: мир мертвых (север) и мир живых (юг). Наблюдая за водоплавающей птицей в реальной жизни, человек видел, что птица соединяет миры и по вертикали: летает в небе (верхний мир), гнездуется на земле (средний мир) и ныряет в воду (нижний мир).

Юг и север — два полюса мифологизированной Вселенной — соединяли два пути: земной — река Обь, в низовьях которой на Севере располагался загробный мир, и небесный — Млечный путь или Дорога птиц. По вечерам в марте — апреле Млечный путь направлен с севера на юго-запад совпадает с дорогой перелетных птиц.

Название Южной страны — Мортим-ма — напоминает слово, обозначающее в пермских языках «человека»: морт, мурт. Это слово было заимствовано из иранских языков. Значит, Южная страна обских угров — это страна людей, говоривших на иранских языках. Действительно, в обско-угорских языках и мифах много заимствований из иранских источников. Далее на юг простирается Индия, которая, по мнению ученых, является колыбелью представителей финно-угорской языковой семьи.

Научный сотрудник Чебыкин В.Е.