«Двоедушники»
Продолжается изучение материалов погребального комплекса Священная Кедровая Роща VI-VII веков нашей эры. Напомним, что могильник является уникальным для данной территории, так как отличается богатым инвентарем погребений, относящихся к захоронениям людей высокого статуса, вероятнее всего, вождей. Наше внимание привлекла незатейливая бронзовая вещица и в поиске сравнения пришлось погружаться в самую глубину западносибирского языческого миропонимания.
Выдержка из отчёта: «Подвеска антропоморфная. Размеры 4,7×2,5×0,2 см. Изделие прямоугольной формы, представлено двумя фигурами, реалистично переданы лица, туловище схематично, руки сведены вместе в паховой области, ноги расставлены, между ними отверстие овальной формы, у одной из фигур есть литейный брак, выразившийся в недоливе ноги. На оборотной стороне в месте соприкосновения голов расположена перемычка для подвешивания».
Изделие не столь распространено, чтобы сразу рассказать о его предназначении, но кое-что предположить уже возможно. Аналогичные изображения двух людей, похожих друг друга, как братья-близнецы, распространены в древней истории и восходят к культу близнецов, смысл которого символизирует шаманскую способность быть одновременно в двух местах — мире людей и мире сверхъестественном, духовном. Характерны в этом отношении находки антропоморфных сдвоенных фигур в неолитической культуре Анатолии и энеолитическом искусстве Балкан (в том числе у трипольцев), которые связывают с культом близнецов. Очень похожие медные изображения (двойчатки) представлены в финно-угорском искусстве раннего средневековья.
Владелец накладки был отмечен средневековым обществом в статус обладателя «особой» шаманской души, способной путешествовать между мирами, предсказывать будущие события и излечивать страждущих. Согласно представлениям шаманистов, человек, которому суждено было стать шаманом, переживал симптомы так называемой «шаманской болезни». Обычно считалось, что духи сами выбирали шамана: являются своему избраннику или во время уединенных прогулок, или во сне. Так представляли себе начало шаманской деятельности саамы. По старинным преданиям таджиков, духи давали понять человеку о своих намерениях различными знаками: вдруг откуда-то в него летели комья земли, слышались звуки, напоминавшие птичье чириканье, или духи представали перед ним в человеческом образе. Отказаться от служения духам человек уже не мог — тогда начинались страдания и болезни, порой заканчивавшиеся смертью избранного.
Научный сотрудник Чебыкин В.Е.