Говорят музейные фонды…

Праздник, берущий свое начало в детстве каждого из нас.

Свою историю куклы берут с глубокой древности. Их мастерили из глины, соломы, веточек и небольших кусочков ткани. Изначально изготовленных собственными руками кукол использовали в магических ритуалах и носили как талисманы. Со временем особое назначение кукол чуть изменилось: в них начали играть дети. Именно так из детских игр и появлялись прототипы маленьких кукольных театров. Куклы становились частью сценок. Для них шились костюмы, делались небольшие декорации, продумывались удобные способы управления: различные нити, палочки и ремни.

Традиционная русская кукла представляла собой перчатку, управляемую пальцами. Представления проходили обычно на улицах, или в небольших помещениях. Работа с куклами не такая простая, как кажется на первый взгляд. Это особый кропотливый труд и накопленное годами мастерство кукольника.

Самым известным кукольным героем русского народного театра является Петрушка. Остроумный шут, скоморох в красном кафтане, колпаке с кисточкой, с большим носом и огромной улыбкой. Интересно знать, что марионеточными «родственниками» нашего Петрушки во Франции является Полишинель, в Англии — Панч, в Италии — Пульчинелла, в Германии — Касперль, а в Испании — Дон Кристобаль.

И дети, и многие взрослые любят смотреть представления кукольного театра. Это настоящее волшебство — оживающие на сцене фигурки оставляют много радостных минут, которые запоминаются на всю жизнь.

Как же появился этот чарующий мир под названием кукольный театр в нашем городе? Из воспоминаний Валентины Ивановны Лузик-Ивановой, заведующей постановочной частью театра:

«В 1988 году, во времена перестройки, в нашем городе была создана самоокупаемая Федерация любительских объединений и клубов по интересам (ФЛОиКПИ). В Федерацию входили видеосалоны, художники, музыканты, театралы. Руководила Федерацией Радыгина Галина Леонидовна. Она-то и переманила меня к себе, затем и Малелева Виктора Ивановича, который занимался самодеятельным театром.

В 1990 году стало понятно, что нужны новые формы и методы культурно-досуговой работы. Тогда Г.Л. Радыгина предложила создать в городе профессиональный кукольный театр. Такого еще в округе не было. Сказано — сделано.

Помещения своего у театра долго не было. Репетировали в деревянном дому 4 микрорайона, на первом этаже. Одну комнату занимали мы, вторую — местное радио. Потом нам предоставили актовый зал в клубе «Алый парус», что в 6 микрорайоне, затем помещение по адресу: 2-10. Позже коллективу выделили помещение в ДК «Строитель» (здесь родился спектакль В.Малелева «Волшебная флейта», впоследствии кукольному театру было присвоено это наименование). Следующим местом «прописки» театра стало помещение кинотеатра «Юбилейный».

Международный день кукольника отмечается 21 марта, и это праздник тех, кто творит настоящее волшебство для самых маленьких, и демонстрируют настоящее искусство для взрослых. Сотрудники Музейного комплекса от всей души поздравляют театры, зрителей, поклонников и всех-всех причастных с этим замечательным праздником.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А. Полякова

Фото Н.И. Кобылиной

Вашему вниманию представлены цветные фотографии из фондов Музейного комплекса, автором большинства из них является фотограф городского комитета по культуре Игорь Шмаков (середина 1990-х — начало 2000-х гг.)

1. Кукла театральная.  МК КП -7010

2. Кукла театральная тростевая.  МК КП -7009

3. Шмаков И.Ю. Театр кукол в музее.  МК НВ -61/2

4. Семинар «Творческая лаборатория». Кукольный театр (руководитель Малелев В.И.). Нефтеюганский краеведческий музей.

5. Шмаков И.Ю. Спектакль «Березовые глазки».  МК НВ -61/26.