Говорят музейные фонды…

Бабушкин коврик. Косички из бахромы.

Там на стене висит не гобелен —
Простой ковёр советского мещанства,
Собравший электричество и тлен
В одно неповторимое пространство.

Где по траве, ступая между снов,
Под чёрным небом, днями и ночами
Олени из невиданных лесов
Проходят бирюзовыми ручьями.

Та сторона подчинена теплу;
За дальним лесом, в бархатной печати
Горит ночник, машинка на полу
Видна неподалёку от кровати,

Ботинок мой, испачканный в мелке,
И мамин плед, и старая газета,
И тень, что разлеглась на потолке,
От вечно непонятного предмета…

Автор Игорь Белый

 

Гобелен (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. (Википедия)

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

Принцип шпалерного ткачества был хорошо знаком ещё древним египтянам, уже в гробнице Тутанхамона были найдены платье и перчатки, выполненные в технике шпалеры.

Гобелен как предмет «массового искусства», доступный многим слоям населения, появился во Франции, а потом распространился по всей Европе. Изначально это был очень трудоёмкий процесс, на одно произведение уходили месяцы, а то и годы. Но был изобретён жаккардовый станок, на котором можно было не только быстро ткать ткань с заданным рисунком, но и достаточно просто повторять, делать его копии бессчётное количество раз. Так из произведения высокого искусства гобеленовый ковер стал доступен буквально всем слоям населения и стал продаваться на всех рынках и ярмарках. В 30-х годах прошлого века очень много ковров производилось в Германии. Там же начали использовать в качестве основы материалы типа плюша, что ещё больше упрощало процесс и уменьшало стоимость изделия.

Именно такие «ковры», привезённые в качестве трофеев, в очень большом количестве появились в советских домах после Великой Отечественной войны. Немецкие ковры очень полюбились нашим людям за необычные сюжеты – в основном это были пейзажи с готическими замками и так называемые «коврики с оленями». Видя такой спрос, предприимчивые рыночные дельцы очень быстро наладили кустарное производство дефицитной продукции, причём были ковры подороже, на бархате или плюше, а были просто на ткани, для непритязательной и неизбалованной публики.

Вот как это описывает Александр Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича»:

«А промысел есть-таки один новый, веселый — это ковры красить. Привез кто-то с войны трафаретки, и с тех пор пошло, пошло, и все больше таких мастаков — красилей набирается… деньги гребут тысячами многими, и везде ковры малюют: пятьдесят рублей ковер на любой простыне старой, какую дадут, какую не жалко, — а рисовать тот ковер будто бы час один, не более… Просил он тогда жену описать — как же он будет красилем, если отроду рисовать не умел? И что это за ковры такие дивные, что на них? Отвечала жена, что рисовать их только дурак не сможет: наложи трафаретку и мажь кистью сквозь дырочки. А ковры есть трех сортов: один ковер „Тройка“ — в упряжи красивой тройка везет офицера гусарского, второй ковер — „Олень“, а третий — под персидский. И никаких больше рисунков нет, но и за эти по всей стране люди спасибо говорят и из рук хватают. Потому что настоящий ковер не пятьдесят рублей, а тысячи стоит».

Постепенно по привезённым трофейным образцам наладили и официальное отечественное производство. Так «оленей, которые приходили на водопой», производили на Дмитровском бытовом комбинате.

Популярность этих «ковров» в СССР была очень велика, ведь они стали символом мирной жизни, создавая уют в небогатых послевоенных домах. Так как вещь стоила достаточно дорого, на пол не стелили, а в качестве покрывала застилали кровати или вешали на стену. Тоненькие, с бахромой по краю, они всегда провисали и верх шёл «волной», сколько гвоздей ни забей.

Большинство из нас помнит свои поездки к бабушке, когда перед сном обязательно заплетались косички из бахромы на таком коврике, а пальцем надо было обязательно обвести все фигуры, у кого-то это был «Иван-Царевич на сером волке», у кого-то «Три Богатыря» или «Олени в лесу», сюжетов существовало великое множество. Утром бабушка конечно отругает и велит всё расплести, но вечером опятьбудешь ковырять пальцем плюш и придумывать разные сказочные истории.

31 мая отмечается «День ковра», но лишь в Туркменистане, а ведь каких-нибудь 20-30 лет назад ковры вешали на стены даже в европейских соцстранах – Болгарии, Румынии, Чехословакии, ГДР. В наше время ковёр из признака роскоши и достатка превратился в обычный предмет интерьера и уже сложно представить, какую важную роль в статусности семьи он играл вплоть до начала 90-х годов двадцатого века. За ними стояли в очередях, «записываясь» на покупку чуть ли не за полгода. А когда ковры привозили в магазин какого-нибудь райцентра — работа его предприятий и учреждений бывала полностью парализована:

Очередь за коврами в городе Заречный Пензенской области, из блога eska, 1974 год.

 

Приглашаем всех жителей и гостей нашего Нефтеюганска в Культурно-выставочный центр «Усть-Балык» где в экспозиции «Жилой дом. Интерьер 60-х годов» можно окунуться в чудесную атмосферу ушедшего детства и своими глазами увидеть образцы ковров, описанных в этой статье.

Специалист экспозиционно-выставочной деятельности

И.Ю. Ключникова