Говорят музейные фонды….

Дорогие жители нашего города!

В «Музее реки Обь» продолжает свою работу новогодняя выставка «Зима студеная», а это значит — праздники продолжаются.  Выставка знакомит посетителей с елочными украшениями разных лет. Как приятно порой вспомнить и заново пережить самые чудесные моменты!

На фоне выставке «Зима студеная» продолжается проведение познавательно–игровой программы «В снежном царстве, в музейном государстве», возраст участников 6-16 лет. Выставка работает до конца января 2025 года.

На фоне стационарных выставок в музее проводится квест-игра «Тропой охотника и рыболова», где можно весело и познавательно провести свое время. Игра проводится как для организованных групп, так и для семей. Посетив наш музей, вы вновь сможете окунуться в новогоднюю атмосферу.

 Музей ждет своих посетителей!

Выставка «Зима студеная»: история ватных игрушек.

Данная статья познакомит читателей с историей ватной игрушки, с этапами создания её от проволочного каркаса до готового изделия.

Технология создания елочных украшений из пропитанной клеем ваты пришла в Россию — как и сама елка — из Германии, которая долгое время задавала моду во всем, что касалось празднования Рождества. Долговечность и относительная легкость изготовления быстро сделали ватные игрушки очень популярными в нашей стране. К тому же их создание могло объединить всю семью не на один вечер.

В настоящее время ватные елочные игрушки советских времен из новогоднего украшения превратились больше в объект коллекционирования, но в 30-е годы это была самая распространенная и самая дешевая игрушка, которую производили как небольшие артели, так и крупные государственные фабрики.

До начала 40-х гг. ватные елочные игрушки делали вручную — это был довольно трудоемкий процесс, который снижал производительность и не позволял заполнить рынок в том объеме, который требовался для полного удовлетворения покупательского спроса. При ручном изготовлении украшений из ваты требовалось много рабочих площадей: в одном цеху игрушки делали, во втором — сушили, в третьем — окрашивали, и это — при небольшом объеме. Если же объемы готовой продукции были большими, то цехов требовалось намного больше.

Для внешней отделки игрушки использовалась белая гигроскопичная вата, с длиной волокон от 15 см, крепких на разрыв, имеющих хорошую расслаиваемость и способных хорошо впитывать жидкости. Для внутренней подмотки изделий применялась серая (одежная) вата, которая могла иметь комочки, узелки и обрывки волокон.

Чтобы елочные украшения держали форму, вату пропитывали клеящими веществами — крахмалом, казеином/желатином, силикатным клеем. Как правило, игрушки, покрытые слоем клея и присыпанные сверху так называемым «снег-стеклом» (измельченным в пудру стеклянным порошком), считались соответствующими технике пожарной безопасности. Но иногда в оформлении использовались слои пышной ваты — борода Деда Мороза, например, или снежные сугробы на подставке. В этом случае вату пропитывали огнестойкими препаратами (жидким стеклом, бурой и т.д.)

При изготовлении различных крупных фигур использовались реечные каркасы, которые закреплялись на деревянной плоской подставке. На детали каркаса наматывали «болванку» — обрывки бумаги или пакли, после чего накладывали слой серой ваты.

Руки фигурок часто делали из проволочного каркаса, на которой наматывался толстый слой ваты, затем покрывали цветной ватой, формировали руки. После на игрушку надевали шубу и покрывали всю заготовку толстым слоем клеящего состава. Фигурку отправляли на сушку, и только после этого приступали к ее декорированию — росписи, наложению отдельных деталей, присыпке «снег-стеклом». Именно в этот период были разработаны образцы подставочных Деда Мороза и Снегурочки. Такие игрушки обычно ставили под елку — они и сейчас хранятся у многих как семейные реликвии.

Дизайн елочных украшений всегда отражал исторические, политические и культурные события в жизни СССР, будь то выход кинофильма «Цирк», освоение Арктики, полет человека в космос или хрущевская реформа аграрно-промышленного комплекса. И здесь особенности производства ватной игрушки давали художникам большой простор для творчества. В разные периоды на новогодней елке появлялись полярники, летчики, танкисты, космонавты, герои книг и фильмов, животные Арктики, а также овощи и фрукты.

А вот ватные игрушки, изображающие овощи-фрукты-ягоды, делали исключительно на проволочном каркасе. Из окрашенной в нужный цвет ваты формировали кружок, в центр которого вкладывали проволоку. На нее наматывалась «болванка» из серой ваты, после чего все это накрывалось окрашенным ватным кружком. Собранные края этого кружка фиксировались ниткой или тоненькой проволочкой, потом украшение одновременно гофрировали и красили, т.е. покрывали клеевым цветным раствором.

В 1939 году Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки предложил способ создания ватной игрушки с помощью готовых форм. Вручную теперь делали только ручки-ножки фигурок и другие некрупные детали, требующие более тонкого подхода к формовке.

Применение гипсовых форм существенно сократило время изготовления украшений. Вату пропитывали клейстером, вкладывали ее в форму так, чтобы материал чуть-чуть выступал за края болванки. На этот слой закладывали подкрахмаленную серую вату и на этом же этапе в форму вкладывали те детали, которые делали вручную (ручки-ножки). Все это засыпалось мелкими, пропитанными клеем опилками и покрывалось слоем сухой ваты.

После формования две половинки извлекались из формы, 6-12 часов выдерживались при комнатной температуре, и только затем отправлялись в сушильный шкаф. Эти половинки изделия склеивались, неровности швов обрезались, закладывались тончайшим слоем ваты, который промазывали клеем и высушивались. После последней сушки игрушки окрашивались (вручную пульверизатором), присыпались битым стеклом и подвергались финальной отделке: вставлялись глазки, из сургуча делались носики, окрашивались другие детали игрушки  и т.д.

Во второй половине ХХ века в Советском Союзе удалось наладить масштабное производство стеклянных елочных украшений, и ватная игрушка начала постепенно терять свою популярность. В целом, «ватная эпоха» елочных игрушек закончилась примерно в 60-е годы, уступив массовому производству украшений из стекла.

Хлынувший в 1990-х поток импортных пластиковых украшений и вовсе чуть не положил конец ее истории. Но уже в 2010–2020-х годах — на волне интереса к ручному труду и штучным, уникальным изделиям — началось возрождение традиционных технологий, ее изучение пробуждает интерес к прошлому, к семейным новогодним традициям и укрепляет связь между поколениями.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А. Полякова