«История одного предмета. Гитара»

«Натянулись гитарные струны,
Сердце ждет.
Только тронь его голосом юным —
Запоет!»

А.Блок.

 

Гитара, наверное, — один из самых романтических инструментов мира. Какая ассоциация первой родилась в вашей голове при этом слове? Вспомнились серенады под окном, зажигательные ритмы фламенко, песни у костра или в памяти всплыла любимая мелодия с нежными гитарными переливами?

Сегодня без этого музыкального инструмента не обходится ни один концерт живой музыки. Гитара одинаково хорошо звучит как в составе оркестра или музыкальной группы, так и соло.

Длинным и сложным был путь развития гитары. Исследователи считают, что первые упоминания об этом музыкальном инструменте относятся к временам правления египетских фараонов. Древние гитары делали с двумя или тремя струнами из самых разных материалов, например, из панциря черепахи, высушенной тыквы или дерева.

В XII веке первые гитары появились в Европе. Они представляли собой устройства с тремя или четырьмя струнами и внешне были не похожи на современный инструмент.        К началу XIX века уже вполне оформилась современная шестиструнная гитара — та, которую мы сейчас называем классической. Специально для гитары стали писать музыку известные музыканты того времени. А знаменитый скрипач и композитор Никколо Паганини не только сочинял пьесы для гитары, но и блестяще играл на ней и даже давал концерты. Музыканты единодушны в оценке его мастерства: если бы он вообще не играл на скрипке, то наверняка прославился бы как гитарист.

В России шестиструнная гитара появляется приблизительно в середине XVIII века благодаря  итальянцам, служившим при дворе монархов и придворной знати. История сохранила имена двух итальянцев — Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Карло Каноббио учил играть на гитаре трех дочерей Павла I, получая за эти уроки весьма солидное вознаграждение — 1 тысячу рублей в год. Почитателей гитары тогда было еще немного. Несколько расширить круг любителей инструмента удалось музыканту-виртуозу Паскуале Гальяни, который выступал в салонах придворной знати. После нескольких лет своей деятельности в России Гальяни выпустил сборник этюдов и упражнений — нечто вроде учебника игры на гитаре. Итальянцы пытались обрабатывать для гитары народные песни, однако это плохо им удавалось: шестиструнная гитара была не вполне приспособлена к строю русской народной музыки. Именно поэтому примерно в то же время появляется русская семиструнная гитара.

Во второй половине XIX века наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России. На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план, и только к концу XIX века она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности.

В фондах Музейного комплекса хранится гитара, выпущенная в СССР в 80-х годах прошлого века. Музыкальный инструмент был передан в дар жителями нашего города.

Безукладникова Е.А.