«История одного предмета. Шумящая подвеска»

Представления о металле, как об обереге, получили широкое распространение у многих народов мира. Считалось, что звон металла отпугивает нечисть, поэтому нередко украшения из этого материала носили шаманы, женщины и дети.

Эти украшения, как правило, были шумящими, то есть состояли из нескольких элементов, либо имели подвески в виде бубенчиков или пластин, которые при ходьбе издавали гремящий звук.

Шумящие подвески в витрине «Вехи истории» этнографической экспозиции «Югорское наследие» относятся к средневековому периоду и входят в культурный комплекс предметов культового назначения Кинтусовской культуры. Украшения были найдены в могильнике, входящим в состав ансамбля Кинтусовское 4 в окрестностях озера Сырковый Сор.

Предметы отличаются высокой художественной выразительностью, что послужило одним из признаков того, что подвески были изготовлены мастерами Волжской Булгарии.

Одно из древних ремёсел булгарского народа — работа с металлом (преимущественно с бронзой и серебром, золото встречается значительно реже). Учёные отмечают, что волжские мастера владели практически всем арсеналом ювелирного искусства той поры,  что и прославило их на весь мир. Произведения булгарского искусства вывозились в Прибалтику, Западную Европу, в страны Ближнего и Среднего Востока, распространение получили в Сибири и Южном Приуралье. Состоятельные жители Западной Сибири обменивали пушнину на изысканные и изящные украшения признанных мастеров, поэтому булгарские изделия не редкость в археологических памятниках средних веков.

Одной из распространённых форм щитка шумящих украшений является арка. Щиток данной бронзовой подвески орнаментирован в центре узором из перлов в виде пирамидки, окаймлённой тонким псевдовитым кантом. Таким же кантом оформлен внешний край щитка. Вверху щитка расположена петелька, внизу три отверстия для продевания цепочек или шнурка, на обороте — след от крючка. Цепочки собраны из шести звеньев и оканчиваются колокольчиком. Изделие изготовлено посредством литья в двустороннюю форму с последующей доработкой и полировкой.

У предмета утеряна одна из трёх цепочек. Возможно, в погребение она попала уже в таком состоянии. Существует древняя традиция, по которой предметы, которые клали в погребение, сознательно портили (разбивали, обламывали края, царапали). Делали это для того, чтобы в другом мире изделия могли принять свой «настоящий» вид и служить усопшему так же, как это было в мире живых.

Дука Д.С.
Фото – Кобылиной Н.И.