«История одного предмета»

Ложные косы

У каждой культуры свои представления о красоте и привлекательности, однако есть общие критерии. Например, у многих народов одним из признаков красоты, здоровья и благополучия были длинные волосы. Коренные народы Западной Сибири не были исключением, поэтому всячески старались удлинить косы. Многие божества, богатыри и их избранницы представляются «косатыми». В противовес положительным героям зачастую выступают безволосые божества, которых наделяют негативными качествами. Культ длинных волос прослеживается и в материальной культуре — так, традиционной кукле из утиного клюва при изготовлении крепят длинные косы, украшенные бусинами и бисером.

Косы ложные «Пут лантос» из фондов Музейного комплекса

У восточных хантов (к ним относятся юганские ханты) волосы являются не только признаком красоты, но и вместилищем душевной силы человека. В связи с этим существует целый комплекс запретов, связанных с волосами. При стрижке следили, чтобы они не разлетелись, а после запрещалось их разбрасывать,  в противном случае душа будет плутать в поисках волос.

Чтобы визуально удлинить свои волосы, женщины использовали ложные косы. Основа аксессуара представляет собой овальную пластину, обтянутую сукном и украшенную пуговицами, монетами, бисером. Лобную часть украшения старались богато орнаментировать бисером. От затылочной пластины с двух сторон отходят два жгута, которые обычно изготавливают из ткани. Не было стандарта или определённых традиций декорирования кос, всё зависело от достатка и мастерства женщины. Суконные жгуты обматывались вокруг заплетённых волос, таким образом, натуральные косы скрывались за ложными.

В этнографической коллекции Музея реки Обь хранятся «пут лантос» (национальное наименование ложных кос), изготовленные из сукна чёрного цвета в начале XX века. Косы обвиты переплетёнными шерстяными разноцветными нитями, к которым подвешены кольца, цепь из меди, отливки, пуговица. Издавна считалось, что звон металла отпугивает нечисть, поэтому металлические изделия в ложных косах были не только украшением, но и оберегом женщины, призванным отвести от неё злых духов.

Заведующая структурным подразделением
«Музей реки Обь»
Д.С.Дука