Из истории строительства Нефтеюганска…

Архитектура города Нефтеюганска для кого-то может показаться не очень привлекательной, но для тех, кто здесь живет с первого колышка – это чудо, выросшее «на семи болотах и семи ветрах» за сравнительно короткий срок. Попробую кратко осветить историю появления различных объектов и строительства нашего города.

Набережная

            Особенностью географического расположения Нефтеюганска является судоходная протока Юганская Обь. По ней, а затем по Оби, Обской губе и Карскому морю можно выйти в любую точку мира. 

Начиная с 1960-х годов, берег Юганской Оби был активным местом сложной и тяжелой работы. Здесь были выстроены два пирса, на которых день и ночь шла разгрузка судов и барж, находились временные базы для хранения грузов различного назначения, которые потом развозили либо по складам ОРСов, либо на стройплощадки, либо в организации и предприятия.

Протока Юганская Обь является неотъемлемой частью города. Ленинградские архитекторы, проектировавшие Нефтеюганск, очень талантливо «развернули» город к береговой зоне. Приближаясь к городу со стороны Юганской Оби, можно видеть самые красочные объекты – Культурный центр «Обь», благоустроенную набережную, храмовый комплекс, ротонду и домики Культурно-выставочного центра «Усть-Балык», цветные многоэтажки семнадцатого микрорайона… По первому генеральному плану строительства города планировалось возведение пешеходного разводного моста, по которому, перейдя через реку можно было бы попасть на территорию большого паркового комплекса. К сожалению, сегодня вид противоположного берега не радует глаз.

            Одной из достопримечательностей береговой зоны является памятник «Первопроходцы», установленный в честь тех, кто проводил геологоразведку, открывал и участвовал в начальном этапе промышленного освоения Усть-Балыкского месторождения.

            Благодаря своей близости к берегу Юганской Оби, улица называется Набережная. Благоустройство данной территории трудоемкий и длительный процесс. В течение нескольких лет шло обустройство топкого и глинистого берега. Для укрепления береговой зоны забивали сваи, а затем часть берега закрепили бетоном.

            Еще красивее смотрелся бы берег Юганской Оби в районе памятника «Первопроходцы», если бы не заросли тальника, которые разрастаются с каждым годом, потому что нет судов, причаленных к берегу, нет барж, подходивших с грузами, почти отсутствует личный речной транспорт (лодки)…Когда-то здесь стоял дебаркадер и очень активно проходило пассажирское сообщение с другими населенными пунктами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На берегу Юганской Оби, напротив городского ЗАГСа планируют построить спортивный комплекс, в память о юных спортсменах, погибших в страшной катастрофе 4 декабря 2016 года.

В 1990-е годы нефтеюганцы могли воспользоваться водным транспортом для прогулки по Юганской Оби. Это было замечательное время, когда ты выезжал за пределы города по воде, под мостом, на пески и протоки, а в другую сторону доходя до Чеускино и дальше. К сожалению, все эти развлечения остались в прошлом…

            В дальнейшем планируется продолжить благоустройство набережной.

Продолжение следует…

Балабаев Н.А. Пирс на Юганской Оби. 1970-е гг.
Дебаркадер на Юганской Оби. 1990-е гг.
Ледовая переправа через Юганскую Обь. 1980-е гг.
Перевозка буровой по воде. Юганская Обь. 1965 г.
Проведение гидронамывных работ в пойме Юганской Оби. 1980-е гг.
Суда и краны на причале. 1980-е гг.
Судоходная река Юганская Обь. 1980-е гг.

Главный хранитель фондов Н.К. Эскина

Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс»