КОПИЯ СВЯТИЛИЩА АЙ-ОРТ-ИКИ в Музее реки Обь

Экспонат  Копии скульптур святилища Ай-орт-ики  располагается в центре стационарной экспозиции «Югорское наследие», посвящённой истории и культуре коренного населения бассейна реки Салым (территория современного Нефтеюганского района) – хантам. Салымских хантов можно считать аборигенами края, так как они расселились здесь раньше всех остальных этнических групп, их формирование происходило на этой территории. До недавнего времени рядом с поселениями коренных жителей или далеко в лесу можно было встретить действующие святилища, созданные для проведения религиозных ритуалов в честь различных местных божеств – духов, почитаемых как покровители людей, животных, каких-либо территорий, помогающих в охотничьем или рыболовном промысле.

Интенсивное промышленное освоение Северо-Западной Сибири в немалой степени способствовало нарушению и системы традиционного землепользования аборигенов, их мифологического миропонимания. Прекратили функционировать многие традиционные культовые места и святилища.

Полноценное научное исследование памятников древней истории и традиционной культуры, расположенных в бассейне реки Малый

Салым, началось в 1991 году.  Нефтеюганскими археологами был обследован комплекс историко-культурных объектов, в том числе главное святилище клана Совкуниных, посвящённое первопредку и древнему военному вождю Ай-орт-ики, сохранившееся с XVIII века.

Оставленный без ухода священный амбар со скульптурами был в плачевном состоянии. Центр историко-культурного наследия Нефтеюганского района предпринял всё возможное для восстановления святилища. К 1996 году уникальные реставрационные работы непосредственно на территории святилища в полевых условиях, посреди тайги, были завершены. Святилище было сохранено вестественном ландшафте, на историческом месте.

Одним из немаловажных мероприятий по сохранению и популяризации культурного наследия нашего региона стало изготовление копий шести скульптур святилища Ай-орт-ики  в натуральную величину в экспозиции «Югорское наследие» Нефтеюганского Музейного комплекса.

Все скульптуры духов представляют из себя антропоморфные изображения. Они вырублены топором из цельного куска дерева. При

этом детали лиц проработаны наиболее тщательно и выполнены в двух плоскостях. Нависающий лоб в сочетании с массивным, выдающимся вперёд подбородком придаёт лицам строгое величественное выражение. Самая большая фигура Ай-орт-ики  достигает 2,6 метров. Очень близкие по стилю культовые изображения, бытующие у народов Севера, имеют значительно меньшие размеры. По правую руку от Ай-орт-ики  стоит скульптура его жены высотой 1,7 метра, далее — изображение тестя, хранителя местной реки.

Слева от главного персонажа располагаются скульптуры мужчины и женщины — хранителей обских песков (мест летней рыбалки). Справа от

фигуры Ай-орт-ики  на уровне головы, на полочке, стоит фигура хранительницы священного амбара и окружающей территории.

Святилище функционировало не только как культовый центр клана, общины, но и как духовный, оно олицетворяло прямую связь каждого соплеменника со своим историческим прошлым, с землёй, на которой он живёт и угодьями, которые его кормят. Через культ Ай-орт-ики  определялось и закреплялось историческое право на эту землю.  Создание подобной музейной экспозиции предоставило  жителям и гостям Нефтеюганска возможность знакомства с уникальным культурным наследием Салымского края.

заместитель директора по научной работе Мартемьянова И.Ю.