Медвежий культ

      Косолапый всё чаще напоминает о себе эксцессами неожиданных контактов.  Порой происходят и трагические истории, долго оставаясь на слуху у любителей посещать лес. Раскопки на могильнике Священная Кедровая Роща (Нефтеюганский р-он, возле пос. Салым) разнообразили список артефактов на тему о медвежьем культе. Основной фонд пополнила серия накладок на ремень из оловянистой бронзы с изображением головы медведя в ритуальной позе. Они выполнены в так называемом Пермском зверином стиле, распространённом в VI-IX веках в Приуралье, Зауралье и таёжной части реки Обь. Служили в качестве оберега от злых духов и талисманами «на удачу» в промысле.  Впоследствии эти предметы призваны расширить и дополнить наши представления о медвежьем культе как общем для всех нас явлении и защитить от нежелательных встреч.

Корни культа уходят глубоко, глубоко  вглубь европейских пещер, где по обыкновению зимовал далёкий предок современных видов – пещерный медведь. Речь идёт о периоде среднего палеолита, т. е. времени 35 — 100 тысяч лет назад. Неандертальское население Европы, занимая всё те же пещеры, успешно приспособилось к взаимовыгодным контактам с грозными исполинами.  Обнаружено множество наскальных изображений, ритуальным образом сложенные кости и особенно черепа животных на видном месте и ориентированные клыками к выходу из пещеры.  Некоторые исследователи берут на себя смелость утверждать  о своеобразном медвежьем фермерстве со стороны древних людей. Вся совокупность материалов говорит о сложившемся культе почитания медведя и явлении, которое позже стали именовать – тотемизмом – придание живому существу сверхъестественных способностей. В эту эпоху можно выделяется два основных вида медведей: пещерный медведь — огромный великан, который мирно жил в пещерах, пасся на своих пастбищах и питался исключительно растительной пищей и серый медведь — страшный хищник и главный враг неандертальца. Поэтому логика подсказывает, что древний человек все же должен поклоняться, в первую очередь, пещерному медведю, а никак не серому убийце. Примерно 25 тысяч лет назад ситуация стала меняться в связи с вымиранием прежних видов. Им на замену пришёл  бурый медведь, в пользу которого и сместилось культовое почитание.

Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Животные, по  первобытным понятиям, в любой момент могли снять свою шкуру и обратиться в людей. Предоставляя людям по собственной воле свое мясо, они умирали. Но если человек сберегал их кости и выполнял необходимые обряды, животные снова возвращались к жизни, таким образом, поддерживая благополучие первобытной общины. По Фрейду  тотем является символом (заместителем) убитого и съеденного праотца, вина за убийство которого («первородный грех») сохраняется бессознательно и передается из поколения в поколение. Т. е. тотемизм как бы отражает «отцовский комплекс», считал З. Фрейд, — люди поклоняются тотему, как правило, животному, считая его своим предком и покровителем, потом приносят в жертву (убивают), съедают, а затем оплакивают. Самое интересное, существует мнение, что тотемизм является предпосылкой и источником многих последующих религий.

На ранних этапах убивать тотемное существо избегали, да и осуществить это для малочисленного и равноудалённого друг от друга населения рыболовов было затруднительно. Но с развитием оружия и навыков коллективной охоты стали практиковать убийство по тем или иным мотивам (шатун, людоед, раненый медведь).  Таким образом, в уже существующий культ внесли дополнительное содержание, которое и дошло до наших дней в виде Медвежьего Праздника – сложного многодневного ритуала с элементами драматургии, воспитания, образования и развлечения, т.е. реально работающего многозадачного мероприятия в среде коренного населения Югры. Всё действо пронизывает невообразимое чувство вины за совершенное убийство и одновременно перенос ответственности на других «пришлых», которое венчается принесением даров, угощениями и пр. Всё это в свою очередь помогало людям немного скрасить  жизнь и быт в нелёгких условиях сибирской тайги.

Научный сотрудник Чебыкин В.Е.