Православная культура

«История Рождественской ёлки»

А вы когда-нибудь слышали, что праздничная елка изначально была не символом Нового года, а символом Рождества Христова? Почему? Давайте разбираться.

Исследователи говорят, что традиция украшения праздничной ели в Россию пришла сравнительно недавно в XVIII веке. В 1699 году Петр I повелел к празднику Рождества украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. Однако традицией это новшество стало далеко не сразу. Украшенные  елки появились в столице только в 30-е годы XIX века в домах петербургских немцев. И только в 1852 году в столице их стали ставить публично на улице. А к концу XIX века они уже стали главным украшением и городских и деревенских домов в праздник Рождества Христова.

Дальнейшая история  елки в России развивается драматично. В 1916, в связи с событиями Первой мировой войны, Святейший Синод запретил рождественскую елку как вражескую, немецкую затею. После революционных событий 1917 года пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о празднике Рождества Христова. Существенные изменения принес 1935 год: 28 декабря в главной газете страны «Правда», по инициативе верховного руководства страны, была опубликована статья П.П. Постышева, призывавшая вернуть детям новогоднюю елку. Праздничную ель вернули людям, но уже как новогоднюю. К этому «советскому» периоду украшения праздничной елки относятся  игрушки 60-90-х гг. прошлого века из фондов музейного комплекса.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Ныне же Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем. Вместе с тем возрождается и традиция украшать елку именно рождественскую: с вифлеемской звездой на макушке, ангелами и рождественским вертепом.

Научный сотрудник Ю.Г. Смагина