Рубрика «Православная культура»
Марка почтовая «Русский живописец Андрей Рублев. Икона Звенигородского чина Архангел Михаил».
Марка выпущена в 1977г. номиналом 12 копеек. Подобные марки всех номиналов печатались вместе в листах по 6 экз. На лицевой стороне марки по центру изображен лик Архангела (деталь иконы Андрея Рублева «Архангел Михаил»).
Эта икона в настоящее время хранится в Третьяковской галерее и является частью деисусного чина, принятого именовать Звенигородским. Чин состоит из трех поясных икон: Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча. Справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра. Таким образом, Звенигородский чин должен был быть как минимум семифигурным и найденные три иконы всего лишь его часть.
Звенигородский чин – настоящая загадка для историков культуры. Современные исследования сотрудников Третьяковской галереи и других специалистов ставят под сомнения не только место происхождения его в Звенигороде, но и авторство Андрея Рублева.
Со времени описи в Центральных государственных реставрационных мастерских под руководством И. Э. Грабаря автором найденных икон Звенигородского чина считался гениальный иконописец Андрей Рублев. И, как оказалось, без всяких оснований. Результаты технико-технологических исследований с использованием новейшего оборудования, которые длились около 3 лет, свидетельствуют о том, что иконы Звенигородского чина созданы неизвестным доселе автором или двумя мастерами рубежа XIV-XV веков.
Скорее всего, в недалеком будущем в историю искусств по поводу найденных икон «Звенгородского чина» будут внесены изменения. Тогда надпись на марке «Андрей Рублев «Архангел Михаил» (деталь) XVв.» будет вызывать недоумение у потомков. Выходит, что в коллекции марок нашего музейного комплекса хранится уникальное свидетельство живого исторического поиска.
Научный сотрудник Смагина Ю.Г.