Семейный уклад таёжного населения.

Загадки древних артефактов

Уклад семейной жизни хантов основан на том факте, что мужчина занимает доминирующее положение, а женщина — подчинённое. Социальная роль женщины-хантыйки определяется её зависимостью от мужа, который является её законным представителем и гарантом стабильности. В рамках семейной иерархии женщина обязана соблюдать определённые нормы поведения: не говорить громко в присутствии мужа, избегать открытого взгляда на посторонних и прикрывать лицо платком. Все её действия должны быть предварительно одобрены мужем, который имеет право отдавать распоряжения вплоть до мельчайших деталей.

Несмотря на строгую иерархию, каждый член семьи имел свои специфические обязанности, что способствовало гармонизации межличностных отношений и предотвращению конфликтов. Мужчины занимались строительством домов из брёвен и изготовлением нарт и лыж, а женщины возводили чумы из лёгких шестов. Мужчины добывали рыбу и мясо, снимали шкуру, в то время как женщины занимались их первичной обработкой и консервированием. Женщины также были ответственны за изготовление одежды и посуды из бересты, а мужчины — за изготовление посуды из дерева. В некоторых случаях наблюдалось более тонкое разделение труда: например, орнаментация бересты была преимущественно женской сферой, тогда как штампованные узоры наносил мужчина.

Инструментарий для производства тканей из крапивы
Инструментарий для производства тканей из крапивы

 В стародавние времена женщины даже умели изготовлять ткани из крапивы при помощи весьма не сложных инструментов. К сожалению, эта практика в наши дни полностью утрачена. Единственный экземпляр рубахи из крапивы храниться в Тобольском музее заповеднике. Но выделка сухожильных нитей до сих пор живёт и процветает, так как позволяет шить одежду и обувь прочными и непромокаемыми материалами.

Набор инструментов для выделки сухожильных нитей.
Набор инструментов для выделки сухожильных нитей.

Следует упомянуть тот факт, что Салымские ханты не занимаются оленеводством в силу объективных причин – в этой местности не растёт ягель. Но у Юганских хантов ягель вполне себе растёт и оленеводство существует. Можете себе представить, сколько хлопот при этом добавляется.

А олени лучше
А олени лучше

Важно отметить, что распределение обязанностей не было жёстким и абсолютным. Мужчины могли выполнять женские задачи, а среди женщин встречались выдающиеся охотницы. Тем не менее, следование установленным предписаниям обеспечивало мир, порядок и стабильность в семье, а также способствовало продолжению рода.

Люлька
Люлька

У северных хантов существовало поверье, что в новорождённого вселяется душа умершего родственника. Для определения, чья именно душа вселилась, проводилось гадание. Люлька с ребёнком ставилась на землю и над ней поочерёдно назывались имена умерших. На каждом из них люльку поднимали. Когда она «прилипала» к земле, это означало, что к ребёнку «прилипла» душа названного человека и его нарекали соответствующим именем. Вместе с именем ребёнок получал и определённые социальные роли, включая родительские функции по отношению к детям умершего человека.

Женские секреты
Женские секреты

С раннего возраста дети хантов получали навыки, необходимые для взрослой жизни. Девочки в возрасте двух-трёх лет уже умели плести браслеты из бисера, а мальчики — метать аркан. К шести годам дети могли самостоятельно управлять оленьей упряжкой и собирать ягоды. С двенадцати лет девочки вели домашнее хозяйство, а мальчики отправлялись на охоту в одиночку.

Воспитание мальчиков было направлено на формирование из них воинов и защитников. Охота на крупного зверя, такого как лось и олень, была их любимым занятием. Во время военных игрищ они демонстрировали свои навыки стрельбы из лука, прыжков через ремни, борьбы, бега и метания камней. Уверенные в своих силах, они смело шли навстречу опасности, воспринимая её как источник новых возможностей для укрепления духа и тела. Они были настоящими рыцарями по духу: соблюдали клятвы, проявляли великодушие к врагам, мстили за убитых родственников и заботились о своих товарищах и простых людях.

Используемая литература:

1.            Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд. «Тезис», 2000 г., 344 с.: ил.

2.            Мартынов С.В. История Салымского края. Учебное пособие по историческому краеведению. – Тобольск – Екатернибург: Изд. «Баско», 2004 г., 272 с.: ил.

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.