Сквозь время и пространство

Охра – цвет древности.

Сегодня мы знаем её, в первую очередь, как краску или составляющую искусственных материалов таких как, например, асфальт и резина. В действительности это вещество с древних времён играло большую роль в жизни человека.

Происходит слово «охра» из древнегреческого языка и означает «изжелта-бледный, оранжевый». В основном, это природный пигмент рудного (железная руда: гематит, магнетит, гётит, лимонит и т. п.) или глинистого происхождения (ожелезнённая монтмориллонитовая глина, либо её искусственная смесь н.п. с лимонитом).

Охра
Охра
 Лимонит. Музей реки Обь
Лимонит. Музей реки Обь
 Гематит-кровавик. Музей реки Обь
Гематит-кровавик. Музей реки Обь

Учитывая имеющиеся находки, ученые, делают вывод об устойчивом использовании охры уже 300–200 тысяч лет до н.э. (конец раннего древнекаменного века) на территории Африки, 250-200 тысяч лет в Европе и 50-30 тыс. лет до н.э. в Сибири (конец среднекаменного века).

Пещера Бломбос (Южная Африка, 100-82 тыс. л.н.), знаменита обнаруженными в ней следами древней мастерской по обработке гематита (кровавика) и производству красок. В то же время ближайший источник сырья находится более чем в 30 километрах от пещеры.

Имелись случаи и более близкого расстояния между местом выбранным людьми для жизни и месторождениями необходимых минералов. Это можно сказать о пещере Куэва-де-лос-Авионес (Испания, ок. 50 тыс. л.н.), которая располагается в 3-5 км. от месторождения гематита (красный пигмент) и 7 км. от месторождения натроярозита (жёлтый пигмент).

Пещера Бломбос
Пещера Бломбос
Два набора инструментов для производства красок из пещеры Бломбос
Два набора инструментов для производства красок из пещеры Бломбос
Первый из двух наборов инструментов для изготовления красок
Первый из двух наборов инструментов для изготовления красок
Пещера Куэва-де-лос-Авионес (Испания)
Пещера Куэва-де-лос-Авионес (Испания)
Находки из пещеры Куэва-де-лос-Авионес.
Находки из пещеры Куэва-де-лос-Авионес.

И эти примеры не единственные. В большинстве случаев, места добычи руды, как основного источника охры, находились на отдалённом расстоянии от места жительства, однако, это не останавливало древнего человека.

На территории России широкую известность, в первую очередь благодаря наскальным рисункам, получили Капова и Игнатьевская пещеры (Южный Урал, 16-6 тыс. л.н.). Впрочем, этих изображений могло не быть, если бы не наличие сырья, источники которого пока точно не установлены.

Учёные находят следы производства красок в виде капель красок, охристого порошка, измельчённых кусков и так называемых депозитов («кладиков») охры, кусочков минеральных пигментов и гематитовых «карандашей».

Игнатьевская пещера
Игнатьевская пещера
Капова пещера
Капова пещера
Следы краски в зале Хаоса Каповой пещеры
Следы краски в зале Хаоса Каповой пещеры

На территории Среднего Приобья (местонахождение города Нефтеюганска), пещер нет, однако, местные жители использовали охру в своей повседневной жизни, изготавливая, в основном из местного лимонита или другого сырья, доставленного на место обработки.

В зависимости от места происхождения сырья, а также особенностей и количества примесей в нём, охра образует множество разновидностей. Также цвет руды меняется при нагревании, приобретая более тёмный оттенок.

В качестве инструментов для изготовления, а также хранения красящих пигментов и готовых красок использовались:

  1. каменные абразивы-пестики, а также рабочая поверхность или ёмкость –  для измельчения, палочки и ложки – для перемешивания при изготовлении;
  2. плоские камни-палитры, глиняные и берестяные сосуды – для смешивания;
  3. кости, рога, каменные чаши, глиняные и берестяные сосуды – для хранения.

Минерал нагревали в костре, после чего остужали в холодной воде. Далее, абразивными инструментами измельчали минеральное сырьё путём соскабливания или трения об абразив. Полученный порошок (разной степени измельчения): 1) мог сразу использоваться (как самостоятельно, так и в качестве добавки); 2) из него сразу начиналось изготовление красок; 3) хранился в специальной ёмкости до востребования.

Помимо порошка в состав красок могли входить и другие вещества (не минералы) предварительно подготовленные к использованию, н.п. древесный уголь, животный жир и дроблёная кость, кровь, мозг, молоко самки бизона или быка, растительные масла, яйца. Всё это смешивалось с порошком, либо в процессе термической обработки (варки), либо без неё, служило для придания вязкости и клейкости красок, их стойкости, а также, в определённой степени влияло на цвет.

Так ханты и манси до сих пор используют охру при изготовлении красной краски, предварительно смешивая её с растительными маслами, растопленным животным жиром, рыбьим клеем, толчёной корой и т.п. По данным этнографов также может использоваться кровь животных.

 Каменные инструменты. Музей реки Обь
Каменные инструменты. Музей реки Обь
Изготовление краски и создание шедевра (пещера Ласко, Франция)
Изготовление краски и создание шедевра (пещера Ласко, Франция)

Чем же охра так заинтересовала человека? Как её применяли? Об этом я поведаю вам позже. Но самое главное вы уже узнали, использованию охры предшествовал труд по её созданию.

Методист Игнатенко К.С.