Сквозь время и пространство
Первые сабли
Сабли известны во всём мире как один из самых популярных видов оружия. Ими пользовались кочевники, казаки, польские гусары и многие другие. Они изображены на миниатюрах, картинах, упоминаются в песнях и стихах. Но, каким же образом сабля появилась и как попала к хантам?
У слова «сабля» много значений, однако все сводятся приблизительно к одному и тому же: «резать», «рубить», т.е. обозначает саблю как железное оружие ближнего боя, в большей степени рубяще-режущее.
Как новый вид оружия они появились в VI-VII вв. н.э., а распространились по территориям Центральной Азии, частично России, юга Восточной и Центральной Европы в VII-VIII вв.
Прежде всего, сабля – оружие всадника, причём второстепенное (после лука и копья). Её появление связано с созданием сёдел нового типа имеющего луку, полки и снабжённого сначала одним, а затем и двумя стременами, что обеспечивало устойчивость всадника при стрельбе, копейном ударе и ближнем бое.
Клинки первых сабель не были такими изогнутыми, какими мы их знаем сейчас. Они имели прямое лезвие со скошенным остриём и изогнутый черен. Затем клинку был придан слабый изгиб в последней трети (до 1,2 — 1,4 см.), а рукоять могла быть относительно прямой или с незначительным наклоном (7-10°). Затачивалось, в некоторых случаях, не только лезвие, но и часть обуха клинка – так называемые, полуторная заточка и малая заточка острия. Дол (жёлоб, продольное углубление на клинке холодного оружия) и елмань (расширение к концу сабельной полосы, в так называемой «слабой части клинка», в верхней трети клинка от острия) отсутствовали.
А что же обские угры? Появление в их среде сабли можно отнести к первой половине VII в. Скорее всего они доставлялись с территории Прикамья. Выглядело это следующим образом: купцы из Булгара везли сабельные полосы и перекрестия в верховья Камы (область народа вису). Те либо доставляли их сами в Йуру, то есть Югру, либо перепродавали коми-зырянам, через которых сабли так же попадали на территорию Северного Приобья. Рукоятки делались на месте под владельца. Например, это могли быть простые деревянные накладки закреплённые заклёпкой через отверстие в хвостовике-черене.
Это оружие являлось показателем высокого социального статуса владельца, к каковым относились, в первую очередь, родовые старейшины и вожди, после смерти, которых сабля ритуальным образом захоранивалась вместе с хозяином.
В Музее реки Обь находится одна из таких сабель. Будем рады вас видеть по адресу: г. Нефтеюганск, 9 микрорайон, 28 дом.
Список литературы:
- Западная Сибирь в эпоху раннего Средневековья: взаимодействие этнокультурных общностей: монография / Н. П. Матвеева, А. П. Зыков, А. С. Зеленков [и др.]; [отв. ред. Н. П. Матвеева]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт социально-гуманитарных наук. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2022. — 260 с., [1] л.: ил. — Текст: непосредственный.
- Зыков А.П., Кокшаров С.Ф., Терехова Л.М., Федорова Н.В. Угорское наследие: Древности Западной Сибири из собраний Уральского университета. Екатеринбург: Внешторгиздат, 1994. 159 с
- Соловьев А. И. Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003. — 224 с.: ил.
- Соловьёв А.И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья. – Новосибирск: Наука, 1987.
- Степи Европы в эпоху средневековья: Сб. науч. ст. / Гл. ред. Евглевский А.В.; Ин-т археологии НАН Украины; Донецкий гос. ун-т. — Т.1. — Донецк: ДонГУ, 2000. — 399 с. — (Тр. по археологии).
- Из открытых источников в сети интернет.
Методист Игнатенко К.С.