Сквозь время и пространство

Малосалымское святилище Ай-орт-ики

Одним из самых ценных экспонатов Музея реки Обь является реконструкция хантыйского святилища (восточная стенка с идолами), выполненная с целью сохранения и популяризации историко-культурного наследия. О нём и пойдёт речь.

Святилище Ай-Ега-Ики. Музей реки Обь
Святилище Ай-Ега-Ики. Музей реки Обь

Каждый хантыйский род имеет на своих землях «священный амбар», куда они приходят для ритуального общения с богами и духами.

Есть такой и у рода Савкуниных, проживающих на территории Салымского края (ныне Нефтеюганский район). Их священный амбар располагается при впадении реки Айега в Малый Салым и обозначается как святилище Ай-орт-ики («маленький богатырь-мужик») или святилище Ай-ега-ики («мужик маленькой речки», «хозяин реки»), по имени главного духа покровителя.

Нефтеюганский район ХМАО-Югры в междуречье р. Обь и Иртыш
Нефтеюганский район ХМАО-Югры в междуречье р. Обь и Иртыш
Фрагмент современной топографической карты со схемой расположения святилища
Фрагмент современной топографической карты со схемой расположения святилища

Впервые достоверно известно о нём стало в 1991 г., когда по распоряжению Администрации Нефтеюганского района, археологическая экспедиция под руководством О.В. Кардаша вела работы по выявлению объектов культурного наследия. Как выяснилось, святилище было давно заброшенно и находилось в полуразрушенном состоянии, в связи с разграблением работниками геофизической экспедиции, проходившей поблизости в 1968 году.

Ритуальная площадка с последним священным амбаром. Вид с запада
Ритуальная площадка с последним священным амбаром. Вид с запада
Священный амбар, лицевой (западный) фасад
Священный амбар, лицевой (западный) фасад
Святилище Ай-орт-ики. Священный амбар после разрушения. Таким он предстал предстал перед исследователями. Фото О.В. Кардаша, 1991 г.
Святилище Ай-орт-ики. Священный амбар после разрушения. Таким он предстал предстал перед исследователями. Фото О.В. Кардаша, 1991 г.

Путь хантов к нему (к слову сказать не только хозяев святилища, но ещё ряда родов с нижнего течения Большого Салыма, такие как Лемпины, Рымовы, Варламкины и др.), проходит от юрт Савкуниных (зимних) вдоль правого берега р. Ай-ега, с севера на юг, пролегая через пойменное (низовое) болото. На выходе из болота дорога начинает подниматься с запада на восток к священному месту, расположенному на возвышенности.

Оно состоит из трёх разновременных объектов, посвящённых культу Ай-орт-ики: 1) строительство датируется началом XVIII века – осталась задернованная площадка подквадратной формы; 2) конец XVIII – начало XIX века – видны поросшие мхом венцы деревянного сруба; 3) конец XIX века – к 1991 г. был наполовину разрушен. Помимо них на площадке располагаются семейные костровища, стол тонхов (духов) и священная берёза.

Ситуационный топографический план святилища Ай-орт-ики
Ситуационный топографический план святилища Ай-орт-ики
План ритуальной площадки святилища Ай-отр-ики
План ритуальной площадки святилища Ай-отр-ики

Полностью реконструированный, за период с 1993 по 1996 г., археологами священный амбар представляет собой четырёхугольный сруб из тонких брёвен 4х4 метра, пол которого располагается на уровне седьмого венца (1 м. над землёй) а общая высота составляет 4,2 метра. Войти в него можно было с западной, лицевой стороны, забравшись по бревну-лестнице и пройдя через дверь (больше напоминающую окно) на деревянных петлях.

Святилище Ай-орт-ики. Реконструкция священного амбара и ритуальной площадки по информации А.П. Савкунина
Святилище Ай-орт-ики. Реконструкция священного амбара и ритуальной площадки по информации А.П. Савкунина
Священный амбар, лицевой (западный) фасад
Священный амбар, лицевой (западный) фасад
Святилище Ай- орт-ики. Священный амбар, интерьер воспроизведён по информации А.П. Савкунина
Святилище Ай- орт-ики. Священный амбар, интерьер воспроизведён по информации А.П. Савкунина
Святилище Ай-орт-ики. Новый священный амбар. Местные охотники, приезжая на промысел, заходятк «покровителю» Малого Салыма
Святилище Ай-орт-ики. Новый священный амбар. Местные охотники, приезжая на промысел, заходятк «покровителю» Малого Салыма
Святилище Ай-орт-ики. Старый и новый священный амбары
Святилище Ай-орт-ики. Старый и новый священный амбары

Пять идолов стоят на жердях, опираясь о заднюю восточную стену, шестой же, самый маленький стоит на полке. Все фигуры одеты в ткани разных цветов. На головах женских идолов повязан платок, а на мужские просто накинут.

Кроме того на груди Ай-орт-ики (в центре), размер которого составляет 2,6 метра, висит металлическая пластина условно обозначающая доспех. Рядом с духом стоят: посох-копьё 1,23 м., имеющий втульчатый наконечник, и большие стрелы принесённые ему в дар. Значительные размеры тонха являются отличительной особенностью данного святилища, потому как размеры ранее обнаруженных скульптур не превышают 1,66 метров. Другие пять фигур имеют размер от 1,7 м. до 60 см.

 Святилище Ай-орт-ики. Процесс реставрации скульптур специалистами Музея изобразительных исскуств г. Екатеринбурга
Святилище Ай-орт-ики. Процесс реставрации скульптур специалистами Музея изобразительных исскуств г. Екатеринбурга
 Святилище Ай-орт-ики. Интерьер нового священного амбара
Святилище Ай-орт-ики. Интерьер нового священного амбара

Также в амбаре имелись деревянные фигурки ястребов обитых железом и деревянные же фигурки двух лосей. Перед идолами стоит стол-лавка с миской и приношениями.

Святилище Ай-орт-ики, как и другие историко-культурные объекты Совкуниных (зимних), находилось под угрозой полного исчезновения, поскольку данная территория была включена в перспективный план разработки месторождения «Приразломное». Однако усилиями учёных, общественных деятелей и других не равнодушных, урочище Зимние Совкунины стали землями историко-культурного назначения и потому находящиеся там объекты, в их числе святилище, аналогов которому нет на всей территории Сибири, не были утрачены для грядущих поколений.

Решение Нефтеюганского районного Совета народных депутатов об объявлении урочища Зимние Савкунины землями историко-культурного назначения. 11 февраля 1993 г
Решение Нефтеюганского районного Совета народных депутатов об объявлении урочища Зимние Савкунины землями историко-культурного назначения. 11 февраля 1993 г

Список литературы:

  1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
  2. Визгалов Г.П., Кардаш О.В. Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым: историко-этнологическое исследование [Текст] / Г.П. Визгалов, О.В. Кардаш; ред.: чл.-кор. РАН Е.Н. Носов, д-р ист. наук А. И. Сакса (отв.). – Нефтеюганск: ООО «НПО ‘‘Северная археология’’»; Екатеринбург: Издательство АМБ, 2010. – 216 с.: ил
  3. Мифологическое время [Альбом-каталог на русском и английском языке] / Государственный музей Природы и Человека; [отв. ред. М. Южанинова, сост.: Е. Перевалова, С. Лёзова, фот.: А. Маковнев, Б. Головченко, пер. на англ. Т. Говорухина, худож. Е. Клодт]. – Москва: Эпифания, 2003. – 215 с.: цв. ил.
  4. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
  5. Из открытых источников в сети интернет.

Методист Игнатенко К.С.