Советский портрет в Музейном комплексе.

          Каждый художник в своем творчестве, преднамеренно или невольно отображает в своих картинах портрет эпохи. Людей, которые уже ушли от нас, первые архитектурные строения, индустриальные, природные объекты, леса, поля, уже стертые с лица земли новыми постройками — все это сохраняется в живописи. Именно репродукции полотен, московского художника Кириллова Ивана Федоровича стали одними из ключевых экспонатов выставки «Город молодой мой», которая открылась 10 марта в 2022 году в Культурно-выставочном центре «Усть-Балык», в рамках празднования 55-летия города Нефтеюганска.


Для справки: Иван Федорович Кириллов советский художник – реалист родился в 1933 году. Член Союза художников СССР. Закончил: «Московское академическое художественное училище памяти 1905 года» 1950-54. В 1960 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, преподаватели Цыплаков В.Г., Невежин, Мочальский Д.К. Член Московского Союза художников с 1967 г. Специализировался на пейзажах, тематических картинах. Участник московских, зональных, российских, всесоюзных и зарубежных выставок с 1958 года. Часть работ находится в музеях бывшего СССР, в частных собраниях и за рубежом.

Соцреализм — это единственный официально признанный властью художественный метод отображения жизни людей в СССР в период с конца 1920-х до начала 1990-х годов. 

Картины, датированные  началом и концом  70-х прошлого столетия, совпадают с творческим циклом художника, работавшим в 1960-90 гг. в Комбинате живописного искусства (КЖИ). Это государственная художественная мастерская, существовавшая в Москве с 1951 по 1990-е годы. КЖИ был подконтролен Московскому союзу художников и Художественному фонду РСФСР. В своё время на этом художественном комбинате работали многие известные советские художники, например: Попков Виктор Ефимович, Кондрашин Николай Михайлович и другие.

Из истории советского искусства мы знаем, что портреты писали для формирования духовных ценностей советского человека. Символами советской эпохи стали групповые и одинарные портреты советских вождей и руководителей. Именно они должны были вдохновлять народ на трудовые подвиги. Многие замечательные художники стали своеобразными имиджмейкерами, которые создавали образы героев, без портретов которых не обходилось ни одно общественное помещение.

На выставке представлен триптих Кирилова И.Ф. выполненный, скорее всего, на заказ, (долгое время он оформлял стены Дворца культуры «Строитель») и впоследствии переданный в музей. 

Кириллов И. Ф. «Групповой портрет нефтяников» 1971г.

Эти тематические живописные  композиции иллюстрируют кадры из истории периода бурного освоения Севера в начале 70-х. Время открытий, свершений, надежд…  

55 лет назад в далеком 1967 году указом Президиума Верховного Совета СССР посёлку присвоен статус города. Город быстро рос, благодаря этим энергичным юношам и девушкам, приехавшим по комсомольским путевкам со всего Советского Союза.                                                                                                 

Оригиналы произведения Ивана Кириллова, выполненные в духе соцреализма, внушительные по размеру, к примеру, картина «Групповой портрет нефтяников», датируемой 1971 годом, шириною два с половиной метра в высоту метр с половиной.  

В групповом портрете мы узнаем Валерия Петровича Задорожного, мастера подземного ремонта скважин нефтегазодобывающего управления Юганскнефтегаз.  В запасниках Музейного комплекса хранятся фотографии, документальный архив об этом замечательном человеке. Его помнят и узнают на картине старожилы города и есть за что! Ему 29 августа 1978 года присвоена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» работников предприятий и организаций министерства нефтяной промышленности СССР по Нефтеюганску.

А в 1979 году мастеру, кавалеру ордена Ленина В.П. Задорожному, бригада которого за 3 года 8 месяцев выполнила пятилетний план, была присуждена премия Ленинского комсомола. Не случайно в выступлениях агитбригад того времени звучала частушка: 

«Побывали мы в гостях у Задорожного – 
Там бригада комсомольско-молодежная.
Темп такой в ремонте скважин,
Что любой, увидев, скажет:
- За таким  угнаться  - дело невозможное.
Эх, грянем сильнее, 
Потянем дружнее.
Здесь все новое внедряют,
На год время обгоняют,
Ну а качество здесь самое надежное!»

                                                                                                      

На первом плане картины изображён В.П. Задорожный со своими коллегами по цеху, молодыми, красивыми людьми. А на горизонте композиции тоненькой линией уже белеет построенный город «Город Будущего» — высотные дома, многоэтажки  Нефтеюганска, которые мы видим сегодня. Конечно, стройка только началась, 70-е, это время активной застройки. Художник живописным приемом «увидел» город, который возводили «в лозунгах и с песней» самоотверженные первопоселенцы.

В следующих произведениях «Ветераны Южно-Сургутского нефтяного месторождения» и «Операторы пункта перегонки Усть-Балыкской нефти Черных Н.Я., Больченко Т.И.», Кириллов использует технику станковой портретной живописи в отображении конкретных узнаваемых людей и в то же время, обобщая образ этих людей, романтизируя их и придавая им особое эстетическое значение.  Напоминая нам, это наш Нефтеюганск, это город нефтяников, город строителей, город первопроходцев. Это город обычных героев, потому что их жизнь — это неотъемлемое слагаемое успеха нашего Нефтеюганска.

Живописные произведения художника Ивана Федоровича Кириллова находятся в фондах НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс».

Заведующая структурным подразделением

КВЦ «Усть-Балык» — Елена Чакрова