Строительство моста через Юганскую Обь

В ноябре 2021 года исполняется 37 лет со дня торжественного открытия автомобильного моста через Юганскую Обь. О строительстве этого стратегического объекта рассказывает очередной очерк проекта «Судьбоносное открытие», который посвящён 60-летию Усть-Балыкского месторождения нефти и событиям, последующим за этим легендарным открытием.

 

Строительство моста через Юганскую Обь

С развитием нефтедобычи на Усть-Балыкской площади росло количество предприятий и организаций, увеличивалось число работников. В Нефтеюганске появлялись новые жилые кварталы, и в геометрической прогрессии росла численность населения. По данным статистики, к 1968-му году она составляла уже 21 тысячу человек. Работа кипела по обе стороны реки Юганская Обь. Перевозка пассажиров и груза зимой проходила по ледовой переправе, а летом — аппарельными баржами, в народе сокращённо называли их «аппарельки». В период бездорожья и в экстренных случаях до другого берега людей доставляли вертолетом.

Во время навигации на противоположных берегах выстраивались огромные вереницы из сотен машин, ожидающих по четыре-пять часов своей очереди на паром. Тянулись бесконечные часы томительного ожидания, и фактически половина рабочего дня уходила впустую.

Илья Иванович Лебединец, руководитель энергосистем города:
«
… Что творилось на обоих берегах реки, пока не было моста! Даже сейчас страшно вспоминать, как люди «лезли» на «зверинец» – так называли плоскодонную баржу, обнесённую по периметру палубы высоким сеточным забором, чтобы никто не выпал в реку, или на ОМик – маленький теплоход – толкаясь и давя друг друга.

Людей набивалось как селёдок в бочке, это были те, кто работал в Заюганье, то есть на её левом берегу. «Прелесть» переправы на «зверинце» и ОМике ежедневно испытывала и моя супруга — Валентина Константиновна, работавшая в НГДУ «Мамонтовнефть»…

   Все подчинялись неписаному закону переправы: стой и жди — все спешат. Наряду с серьёзным экономическим ущербом, наносился моральный и физический вред людям. В первую очередь, страдало здоровье работников. Не соблюдался и график рабочего дня: обычно уезжали из дома в 7 часов утра, а возвращались, порой, в 11 часов вечера — уставшие, голодные, сожалея о напрасно потраченном времени.

Вопрос о строительстве моста через Юганскую Обь стоял очень остро. Нефтеюганск – единственный город в Среднем Приобье, который расположен на островной территории и окружен водными артериями Оби и её протоков. Всё руководство находилось на острове и было отрезано от основного производства. Помимо этого, транспортные предприятия базировались в Нефтеюганске, поэтому 50% техники попросту простаивало.

Роман Иванович Кузоваткин, генеральный директор ПО «Юганскнефтегаз»: «Сколько раз ездил в Правительство, в ЦК, доказывал, что мост через Юганскую Обь необходим как воздух. Прислали «считальщиков», те считали, считали и сделали вывод: вложения не оправдывают себя. Я доказывал, что объемы работ скоро многократно увеличатся. Но в конце концов «нарисовали» нужные цифры, стали строить мост, а он за два с половиной года окупился!».

 

В 1978 году началось сооружение моста, которое велось круглые сутки и круглых год на протяжении шести лет. Мостостроители, рискуя жизнью, трудились на 50-метровой глубине под землёй и поднимались на 150 метров в высоту. Преподносила сюрпризы и погода: к примеру, находясь на земле, строители наблюдали тихое безветрие, но стоило оказаться наверху, как налетал порывистый ветер, пытаясь сорвать рабочих вниз.

Владимир Александрович Данилин, звеньевой бригады монтажников Мостоотряда №15: «Сейчас даже не верится, что мы когда-то с лёгкостью передвигались по геометрическим формам конструкций, крепили их, сокращая расстояние до противоположного берега. Один эпизод на всю жизнь запомнился не только мне, но и всему коллективу.

Это было в канун праздника Октября 1983 года. Бригаде предстояло произвести ответственный бросок – смонтировать в единый узел пролётное строение длиной в 150 метров. Но погода внесла свои коррективы в планы строителей – поднялся небывалый снежный буран, который, словно качели, раскачивал висящий над рекой длинный пролёт. Угроза обрыва была очевидной, однако это не смутило смельчаков. Крановщики с трудом удерживали в нужном положении стрелы и висящий 150-метровый пролёт. Со свистом и воем затравленного зверя метался между сплетениями конструкций ошалелый ветер. Ситуация без преувеличений была экстремальной. К концу дня пролёт всё же лёг на приёмную консоль. Это был самый главный жизненный экзамен для отчаянных ребят, которые справились с ним на «отлично».

3 ноября 1984 года состоялось торжественное открытие автомобильного моста через Юганскую Обь. Мост длиной 870,3 метра был рассчитан на полторы тысячи автомобилей в день. Спустя двадцать лет, когда количество транспорта увеличилось более, чем в восемь раз, началась капитальная реконструкция моста и строительство рядом нового сооружения для противоположного направления.

В 2008 году торжественно был открыт дорожно-мостовой комплекс, включающий в себя капитально отремонтированный прежний мост, новый мост и новый подземный путепровод тоннельного типа. Конструкция сооружения уникальна, многие передовые технологии применялись впервые.

В 2021 году мостовой переход пережил ещё одну реконструкцию, так как поток легковых автомобилей и грузового транспорта растёт с каждым годом. И это не удивительно, ведь мост через Юганскую Обь – единственный, соединяющий большую часть Югры и Ямала с Центральной Россией.

Строительство моста через Юганскую Обь сыграло исторически важную роль в развитии региона, который ещё 60 лет назад был глухим таёжным уголком, а сегодня – это один из промышленных и культурных центров Югорского края.

 

Елена Петровна Белая  

научный сотрудник НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс»  

Статья подготовлена по материалам фондов Музейного комплекса

Фото из фондов Музейного комплекса