Судьба человека. Халиса Сульбухарова
По-разному складывались судьбы людей, по разным причинам они попадали на Север. Но сегодня их называют старожилами Нефтеюганска, потому что именно с них начиналась история города…
В 1930 году в деревню Чеускино была сослана семья Сульбухаровой Халисы Харитдиновны. Ей было тогда 9 лет, и она не вдавалась в подробности, за что их сорвали с родных мест и заставили переехать из Ялуторовска, сюда в таёжную, северную глухомань. Даже школы в Чеускино на тот момент не было и, учеников возили в Тундрино на конной подводе.
В 1933 году семья переехала в деревню Усть-Балык, где была хантыйская рыбацкая коммуна. Отец работал в коммуне, ходил на охоту, был настоящим таежником. Но однажды он повредил веткой глаз и потом так и ходил с повязкой. Дом Сульбухаровых стоял недалеко от реки и во время весенних разливов его часто затапливало, как и большую часть деревни. Но когда вода отступала, подсыхала земля, вокруг начинали зеленеть просторные луга, где пасли скот, а в высокой и густой траве ребятишки играли в прятки.
В 1936 году родилась младшая сестра Нина – шустрая и любознательная. Ей было 11 лет, когда впервые в деревне появились геологи. Они рассказывали о том, что ищут нефть, что недалеко от деревни будут бурить разведочные скважины и, что скоро здесь всё изменится. Неугомонная Нина напросилась в проводники к геологам и часами следила за их работой, как они что-то замеряли, писали замысловатые цифры в таблицах, брали пробы, говорили непонятные, но такие красивые слова – керн, фация, каротаж, структура… В дальнейшем эти события повлияли на ее выбор профессии, она работала в северных геофизических экспедициях – Обской и Средне-Обской.
Незабываемым моментом детства стало событие, которое поддержало не только семью, но и всю деревню после войны – отец выиграл в лотерею мотоцикл. Такой выигрыш был единственным за многие годы, а мотоцикл — необычной техникой для деревни и самым интересным предметом для игры деревенских ребятишек.
Халиса Харитдиновна вместе с мужем Устином Тырлиным (ханты по национальности) жила в отдельном доме. Ее попросили готовить для геологов и вертолетчиков. Она сначала растерялась, ведь люди были городские, вдруг им не понравиться, как готовит простая деревенская женщина и, высказала свои опасения, но в ответ услышала: «Как себе готовишь, так и нам». По вечерам всегда ставили медный ведерный самовар. Ох, и вкусный чай получался! А Халису с этого времени стали именовать по-русски – Катя или Екатерина Алексеевна. Сначала звучало странно, но потом привыкла…
В 1961 году прибыли первые катера и баржи и люди высадились в 2-х километрах ниже по течению от деревни Усть-Балык на высоком берегу Юганской Оби. Это было событие! Новый поселок рос на глазах, многое было впервые – на улице показывали кино, в котельной был душ, куда поселковские ходили мыться, пока не построили баню, много завезли разной техники, поднимались буровые вышки, которые становились ориентирами на огромной территории… Потом новому рабочему поселку дали название Нефтеюганск.
Через несколько лет Халиса Харитдиновна с семьей переехала в Нефтеюганск. Много было пережито здесь и радостного и трагического – рождение детей, смерть сына, потеря во время пожара всего имущества, и надо было наживать всё с нуля, хорошая работа, замечательные люди вокруг… Замечательные, наверное, потому что сама Халиса Харитдиновна всегда была приветливой и очень общительной женщиной… Такой она и осталась в памяти старожилов…
По материалам из фондов Музейного комплекса.
Главный хранитель фондов Н.К. Эскина