Судьба человека. Мухтер Курбанов

Курбанов Мухтер Зайнуллович родился 30 августа 1927 года в юртах Иштаманы, Тобольского района, Тюменской области. В 1931 году родители были репрессированы и сосланы в Микояновский район (южнее Ханты-Мансийска). Родители были кожевниками. Семья из пяти человек жила хорошо по сравнению с другими. Курбановых считали зажиточными, обзывали «кулаками» и никто не думал о том, что работали они с утра до ночи, ведь выделка кожи очень трудоемкое производство.

В ссылке родители прожили очень мало, тяжело заболели и умерли один за другим. Вслед за ними умер один из братьев – самый маленький, рожденный в 1932 году. Двое осиротевших детей Курбановых некоторое время жили у тетки, но прокормить большую семью было очень трудно. Через некоторое время Курбановы попали в Березовский детский дом. Условия там были очень тяжелые. Всех детей, начиная с 7-летнего возраста, заставляли работать, заступиться было некому. Ухаживали за скотиной, ходили на покосы, возили на телеге воду с реки, а дорогу постоянно размывало и, телега проваливалась. Дети строили и ремонтировали дорогу — таскали песок и камни, укладывали, утрамбовывали их.  Болела спина, немели руки, но жаловаться было некому…

Мухтер окончил всего 5 классов – не было возможности продолжать учебу. Когда началась война, ему было всего 14 лет. Между собой мальчишки часто говорили о том, чтобы сбежать на фронт. Некоторые даже пробовали, но их тут же возвращали назад.

В 1942 году М.З. Курбанов был направлен в колхоз «Верный путь», который находился в Сургуте на Черном мысу. Но дома Мухтер находился очень мало. Работать приходилось на лесозаготовках за 150-180 километров от Сургута. Уезжали в тайгу осенью на последнем пароме, с упряжками лошадей. Как только лёд становился достаточной толщины — вывозили заготовленный лес на санях. По полгода приходилось жить в тайге. Весной надо было по льду успеть вернуться в колхоз, если опоздаешь, то на время распутицы останешься в лесу практически без продуктов.

Как только сходил лед, колхоз направлял бригады на лов рыбы. От ледяной воды сводило пальцы, они почти теряли чувствительность… Рыбы заготавливали много, сушили, вялили и отправляли на фронт. В течение всего лета жили и работали на реке.

Долгожданная победа пришла в мае 1945 года. Думали, что будет легче, а работы не убавилось. Но молодость брала своё — после тяжелого трудового дня всё равно находили время на вечерние посиделки. Девчонки пели, а парни деловито обсуждали последние новости.

Мухтеру Зайнулловичу хотелось перейти работать в леспромхоз, но в колхозе не давали паспорт, а без него уйти было невозможно. Только в конце 50-х годов  Мухтер осуществил свою мечту. Работал в Каркатеевском, Очимкинском, Карь-Еганском, Майском участках Сургутского леспромхоза. Дважды Курбанов М.З. был занесен на Доску Почета, за ударный труд и перевыполнение норм. А в 1961 году он услышал о геологах и разведочном бурении на Усть-Балыке и перешел в нефтеразведочную экспедицию. Когда ее ликвидировали, решил пойти в речной порт Нефтеюганска, где и проработал до выхода на пенсию.

Мухтер Зайнуллович Курбанов награжден медалью «Ветеран труда», Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знаком «Ударник коммунистического труда» и многими грамотами. В воспоминаниях старожилов он остался простым, честным, безотказным трудягой, с которым работалось легко и отдыхалось весело.

 

Главный хранитель фондов Н.К. Эскина