Судьба человека. Вениамин Салмин
Есть люди, от которых исходит добрый свет и с ними просто и радостно общаться. Вот именно таким человеком был Вениамин Иванович Салмин. С него начинается история хорового пения, уроков музыки и самодеятельного искусства в Нефтеюганске.
В Нефтеюганск Салмин В.И. приехал в 1963 году. Клуб «Геолог» был уже отстроен, и работал 24 часа в сутки: с 8 утра – контора экспедиции, вечером – кинозал, ночью – гостиница для прибывающих ежедневно новопоселенцев или командировочных.
Вениамин Иванович сразу принялся организовывать самодеятельность. Больших трудностей в этом не было. Люди были сговорчивые, заинтересованные, а главное молодые и активные. Салмин стал первым руководителем нефтеюганской самодеятельности. В хоре у него было задействовано около 60 человек. Как отмечает сам Вениамин Иванович, такая массовость была обеспечена участием в хоре начальника экспедиции Ивана Григорьевича Шаповалова. Раз начальник поет, то подчиненным тем более нельзя отказываться. Духовой оркестр, созданный при экспедиции, был участником всех массовых праздников, в том числе и отправки первых тонн нефти с Усть-Балыкского месторождения на Омский нефтеперерабатывающий завод в мае 1964 года.
Вскоре клуб полностью стал работать, как учреждение культуры и его уже не использовали под контору или гостиницу. Салмин В.И. вспоминал, как проходили праздники – всегда полный зал зрителей, всегда новые номера художественной самодеятельности и прекрасные выступления артистов «из народа».
Случались, конечно, и курьезные случаи. Один из номеров назывался «Будни рыбака». В нем участвовали местные жители из деревни Усть-Балык — хантыйская семья. У обласка вырубили дно и рыбак полз на коленках по сцене, толкая лодку, как будто плыл, отталкиваясь веслом. По краям сцены сидели две женщины. Одна — его жена чистила рыбу, а вторая мать – выделывала шкуру, при этом исполняя хантыйскую песню. Репетиции проходили прекрасно, были сшиты настоящие национальные костюмы, а в день выступления кто-то из других артистов дал им выпить «для храбрости». Вот тут все и началось – как только открыли занавес и все захлопали, пожилая женщина вскочила и побежала к краю сцены, наверное, поприветствовать зрителей – не рассчитала и упала с нее (правда не ударилась – ее поймали зрители первого ряда). Рыбак на обласке потерял ориентир и уперся непонятно куда – лодка перестала двигаться. Зрители смеялись, а Вениамин Иванович, как настоящий режиссер, очень переживал такой провал, но так и не смог узнать, кто стал виновником этого и напоил артистов.
В 1965 году в Нефтеюганске появилась еще одна красивая молодая женщина – это была жена Вениамина Ивановича – Валентина Дмитриевна. Впервые здесь она увидела вертолет. Впервые испытала страх при виде «газушки», которая рассекая жидкую грязь и разбрызгивая ее на многие метры, неслась по улицам поселка. Первое время точила тоска по уютному родному Ялуторовску, но потом настолько привыкла, что Нефтеюганск стал второй родиной и жизни другой Валентина Дмитриевна не представляла.
Вениамин Иванович всю жизнь занимался самодеятельностью, даже работая водителем на автотранспортном предприятии. Активное участие он принимал в работе агитбригады «Автомобилист». В начале 1970-х годов в Нефтеюганском производственном автотранспортном объединении был снят любительский двухсерийный фильм «Браконьер дуплетов». Вместе с Вениамином Ивановичем над созданием фильма трудились И. Степанюк — водитель, А. Мосин – автоинспектор, оператором был Александр Васильевич Барышев. Инициатива создания фильма принадлежит руководителю НПАО Василию Макаровичу Забияко, он же купил камеру. Комедийный сюжет, узнаваемая натура (съемки проходили на стройплощадке 1 микрорайона), местные «артисты», из числа работников предприятия – все это сделало фильм настоящим шедевром. К сожалению, пленка утрачена, фильм остался только в памяти очевидцев.
Действительно говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. Вениамин Иванович Салмин автор нескольких стихов и песен. За песню «Юганка-речка» он получил диплом лауреата зонального конкурса художественной самодеятельности. Многие нефтеюганские старожилы поют ее на семейных праздниках.
«Эх, Юганка-речка за волной волна,
Лучше нет местечка, где течет она…»
По материалам фондов Музейного комплекса.
Главный хранитель фондов Н.К. Эскина