«Судьбоносное открытие» Промышленная нефть Усть-Балыка
В рамках проекта «Судьбоносное открытие»,
посвященного 60-летию открытия Усть-Балыкского месторождения нефти,
Культурно-выставочный центр «Усть-Балык» продолжает рассказ о событиях,
последующих за этим легендарным открытием, и о людях, причастных к ним.
Промышленная нефть Усть-Балыка
В 1964 году прогрессивное мировое сообщество всё ещё сомневалось по поводу того, что возможно добывать нефть пять месяцев в году скрытую под непроходимыми болотами, а в остальное время отгороженную от людей лютой стужей…
Но тот же 1964-й стал точкой отсчета промышленного освоения Среднего Приобья.
Уже в начале года начались изыскательские работы для проектирования и проведения пробной промышленной эксплуатации – были построены резервуары для сбора нефти. Первооткрывательницей промышленной нефти Усть-Балыка зачастую называют скважину №80, однако не нужно забывать о том, что первые тонны углеводородного сырья из нескольких скважин были сначала закачаны в резервуары, а затем уже в ёмкости нефтеналивной баржи.
Начало промышленной эксплуатации месторождений Среднеобского региона раз и навсегда поставило точку в вопросах перспективности данных территорий. А Усть-Балыкское месторождение было названо самым мощным и перспективным из открытых на тот момент в Тюменской области.
Первые две тысячи кубометров нефти, полученной на Усть-Балыкском месторождении, были закачаны 26 мая 1964 года в две нефтяные баржи и теплоход «Капитан» под управлением капитана Николая Лунина в сопровождении теплохода «Академик Ферсман» повел её по рекам Юганская Обь, Обь и Иртыш на Омский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Именно с этого момента начинает своё развитие нефтедобывающая отрасль региона.
Из воспоминаний Анатолия Ивановича Пак, первого геодезиста Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции (УБНРЭ): «17 мая мы начали подготовку пробной эксплуатации месторождения. В «обвязке» было семь скважин. Из них нефть начали закачивать в резервуары нефтеналивной баржи и к 26 мая закачка успешно закончилась. В этот день в поселке был настоящий праздник. Состоялся митинг, на который приглашали всё население поселка с помощью листовок, раскинутых с вертолета. Были корреспонденты из центральных газет и оператор Омской киностудии».
Телестудия г. Омск сняла документальный фильм «Запах нефти», который достоверно передаёт информацию об открытии Усть-Балыкского месторождения, прослеживает путь первой промышленной нефти Среднего Приобья на Омский НПЗ. Документальные кадры запечатлели атмосферу всеобщего ликования в тот знаменательный день, работников УБНРЭ, а также ведущих руководителей отрасли.
Из дневника рулевого теплохода «Капитан» Владимира Нечволоды, непосредственного участника событий: «… Весь берег в красных сияниях флагов и плакатов. Отовсюду к причалу спешит народ, то и дело подходят катера с людьми из ближайших посёлков. Митинг открылся в 11 часов, желающих выступить было много, все говорили об одном: о значении сегодняшнего дня в жизни северного края, о своей радости, о счастье…
И вот самая захватывающая минута – пуск нефти. Секретарь Тюменского обкома КПСС Александр Константинович Протозанов разрезает алую ленточку и вместе с начальником Тюменского геологического управления Юрием Георгиевичем Эрвье и главным геологом Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции Фарманом Курбановичем Салмановым отворачивает вентиль.
– Пошла! – закричали враз несколько голосов.
Вся праздничная толпа охнула и подалась к барже. Что тут началось! Кто-то целуется, кто-то на радостях нефтью мажется. Первооткрывателей качают, высоко подбрасывают».
Из воспоминаний ветерана Усть-Балыкской экспедиции Бикмухамеда Абдрахимовича Шамсутдинова:
«В Усть-Балык я попал по направлению из Сургутской экспедиции. Мы с женой приехали на барже. Нам выдали палатку, постель и спецодежду, и уже через три часа я вышел на работу. Все делали вручную – с баржи выгружали цемент, трубы, оборудование, продукты. Когда привезли стройматериалы, мы в свободное от работы время стали строить себе дом.
Приходилось работать на АТТ, ГАЗ-47, АТЛ – всё это гусеничная военная техника. Много ездил по бездорожью, по болотам. Возил вахты, оборудование.
Самыми радостными моментами в своей жизни считаю рождение детей – их у меня трое, переезд в свою первую квартиру в Нефтеюганске, фонтан нефти из скважины Р-62 и отправку первой нефти на Омский НПЗ. Это никогда не забудется…».
За время навигации 1964 года было добыто и отправлено на Омский НПЗ около 200 тысяч тонн нефти. Тем не менее, главным недостатком такого способа транспортировки был короткий период полноценной навигации по сибирским рекам – не более шести месяцев в год. А что делать зимой? Останавливать месторождения? Строительство нефтепровода «Усть-Балык – Омск» решало глобальную задачу – давало возможность непрерывной круглогодичной добычи нефти месторождений Среднего Приобья – основной нефтяной кладовой Западной Сибири.
Василий Васильевич Бахилов, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин ХМАО-Югры, участник Великой Отечественной войны, мудрый и авторитетный наставник молодёжи в самые трудные годы работы на Всесоюзной ударной стройке так напишет в своей книге «Дорога к нефти»: «Нитка нефтепровода должна была протянуться на тысячу километров через дебри тайги, болота, озёра. Строители работали в любую погоду: летом, когда кружили полчища комаров, зимой в сорокаградусные морозы. Стужу не выдерживала сталь, трубы лопались. «Дзинь» – и будто бритвой кто провёл, – труба раскалывалась. А люди держались стойко, упорно продвигаясь вперёд, проявляли истинный трудовой героизм».
Из воспоминаний Нины Сергеевны Годоваловой, ветерана труда, старожила города Нефтеюганска: «Тюменская область была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и гремела на всю страну. Прокладывалась первая «нитка» нефтепровода Усть-Балык – Омск. Трубопровод был разбит на участки с интервалом в среднем 60 км. Нулевая отметка – пос. Каркатеевы; 61-й километр – Южный Балык (сейчас пос. Сентябрьский); 120-й километр – пос. Салым; затем Муген, Демьянка и далее на Омск.
А что такое Тюменский Север? Это непроходимая тайга, бескрайние болота, то дождь, то туман, то мороз, то слякоть. В такой ситуации требовалась стабильная радиосвязь.
На освоение Усть-Балыкского месторождения были отправлены оборудование по связи и радисты. В их числе была и я. Через каждые 60 километров стоял дом обходчика, в котором работала радиостанция РРС-401 (М). Такое оборудование использовали во время Великой Отечественной войны.
Связь была пульсом стройки. Работать приходилось в полевых условиях круглые сутки. От работы связистов порой зависела жизнь трассовиков – тех, кто работал на укладке труб.
На том месте, где сейчас находится городской музей, в 9 мкр., был обустроен городок монтажников треста «Тюменнефтегазмонтаж», на его территории был центральный радиоузел. Радиостанция была мощная и мобильная, могла менять место положения в случае необходимости. Размещалась она в машине военного образца. Радист постоянно передавал сводки о ходе работ, давлении воздуха и другую информацию с помощью ключа, используя азбуку Морзе».
В 1967 году завершается строительство нефтепровода Усть-Балык – Омск, которое длилось два года. На всем протяжении трассы пройдено 203 километра труднопроходимых, не промерзающих даже зимой болот, форсировано 85 больших и малых водных преград. Свыше ста тысяч стыков соединили стальные трубы в «сплошную нить» – 964 км основного трубопровода диаметром 1020 мм и 27 км подводящего нефтепровода диаметром 720 мм от Нефтеюганска с переходом р. Юганская Обь и её поймы.
Строители на 600 км укоротили путь нефтеналивных судов, везущих сибирскую нефть в Омск. Всё это создало условия для круглогодичной промышленной эксплуатации месторождений и резкого увеличения добычи нефти в ближайшие годы. Более того, подача нефти по трубопроводам стала в два-три раза дешевле.
В октябре 1967 года газета «Тюменская правда» возвестила о знаменательном событии, которое стало продолжением гигантской стройки трубопроводов в Западной Сибири: «В эти дни вступает в строй действующих ещё одна стройка пятилетки – нефтепровод Усть-Балык – Омск. Строители тысячекилометрового трубопровода выполнили на год раньше срока поставленную перед ними задачу…»
Промышленность Западной Сибири стала работать на собственном углеводородном сырье. Геологи Среднего Приобья внесли весомый вклад в развитие нефтегазового комплекса страны. К этому моменту Советский Союз был на втором месте по нефтедобыче в мире.
Сегодня скважина Р-63 – это настоящий памятник промышленного освоения Западной Сибири. В 1984 году, в честь 20-летия получения первой промышленной нефти Усть-Балыка, на месте скважины был открыт мемориальный комплекс, в который вошли 6-метровая стела, символизирующая нефтяной фонтан, и скважина Р-63, подтвердившая запасы Усть-Балыкского месторождения. Ежегодно в мае на этом историческом месте собираются старожилы, молодые нефтяники, городские власти и гости Нефтеюганска. Проводятся памятные мероприятия во имя сохранения памяти о начале освоения северного края.
Знаменитую фразу из стихотворения мастера Центральной базы производственного бурового оборудования Николая Кислицина «В Питере есть Невский и шпиль Адмиралтейский, а у нас есть скважина Р-63» – знает каждый житель Нефтеюганска. Песня Александра Морозова на эти стихи стала негласным гимном города.
В 2021 году мемориальный комплекс «Скважина Р-63» пополнил новый архитектурный объект – 15-метровая буровая вышка, увенчанная фонтаном нефти, возвышается на постаменте. Теперь архитектурный ансамбль обрёл законченный вид и готов встречать жителей и гостей города круглый год. Одну из главных туристических достопримечательностей Нефтеюганска можно наблюдать издалека. И с моста, и с вертолета просматривается памятный монумент в честь легендарной скважины, как дань памяти и уважения подвигу людей, посвятивших себя освоению богатейшей западносибирской нефтяной провинции.
Елена Петровна Белая
научный сотрудник НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс»
Статья подготовлена по материалам фондов Музейного комплекса
Фото из фондов Музейного комплекса