Всадник на медведе

Цель повествования ознакомить земляков с замечательным образцом изобразительного искусства эпохи раннего железа с территории Среднего Приобья. Это плоское изображение хищного животного с сидящей верхом антропоморфной фигурой. Находка относится к 2000 г. Поселение Сырой Аган 6 расположено на левом берегу ручья, впадающего справа в протоку Сырой Аган, которая соединяет рукав Юганская Обь и основное русло Оби. Ручей ныне перегорожен в нескольких местах, поэтому хорошо выраженная пойма ручья затоплена. В 2000 г. В. А. Арефьев провел раскопки селища Сырой Аган 6. Выявлены остатки слабо углубленной (на 15-20 см) постройки четырехугольной в плане формы, которая по керамике, безусловно, относится к кулайской археологической культуре (III в. до н. э. – III в. н. э.).

Бронзовая фигурка представляет собой плоскую отливку в виде фигуры животного с антропоморфным изображением на спине. Её размеры 4,0х7,4х0,3 см. Детали проработаны с одной (лицевой) стороны, обратная сторона – плоская.

Антропоморфное изображение на спине зверя как бы сидит верхом. Оно представляет собой голову или личину, у которой выпуклыми линиями показаны глаза, рот и нос. Голова увенчана небольшими «рожками», возможно, мастер хотел изобразить их 4 или 5, но из-за дефекта отливки просматриваются только 3. От личины вниз отходят четыре коротких выпуклых отрезка. Не исключено, что таким образом мастер показал редуцированные конечности, что может свидетельствовать об изображении полной фигуры антропоморфного существа. В пользу этого говорит и общая тенденция в кулайском литье (по крайней мере, на Средней Оби), когда у антропоморфных фигур изображалась непомерно большая голова, а туловище и сильно упрощенные конечности – очень маленькими.

Одним из вариантов реконструкции технологии изготовления фигурки может быть следующий:

— общий контур оттискивался в земле с помощью модели (возможно, берестяной или деревянной), одновременно формировали и литник;

— вторую створку формовали, не извлекая модели из первой;

— затем извлекали модель и по сырой земле в первой створке палочкой прорабатывали детали будущей отливки;

— после просушки створки соединяли и производили заливку металла.

Следует отметить, что на фигурке сохранились куски тонких веревочек, скрученных из 2 нитей. Особенно много их на обратной стороне в районе шеи животного. Здесь расположение веревочек свидетельствует о том, что это была обмотка, виток к витку по шее и передней лапе. Наличие крупного узла, скорее всего, не связанного с обмоткой, позволяет предполагать, что фигурка была привязана к чему-то, возможно, к находившейся в комплексе челюсти лошади.

Стиль рассматриваемой фигурки хорошо вписывается в круг «культовой» кулайской бронзовой пластики. Манера изображения животных в профиль, а антропоморфных существ в фас, является классической для этого культурного пласта. Характерен и «скелетный» стиль: показ позвоночника и ребер, ромба или овала на груди. Стилизация сведена к наивному упрощению, от чего изображения напоминают детский рисунок. Для фигурки с поселения Сырой Аган 6 (как и большинства изделий кулайской бронзовой пластики с территории Среднеобской низменности) характерна миниатюрность и слабая ажурность.

Научный сотрудник В.Е. Чебыкин