Загадки древних артефактов
Древние металлурги в звериных шкурах.
Когда речь заходит, о металлургии, о горном деле, то даже человеку не искушённому на память приходит фамилия Демидовых, а это без малого 300 лет тому назад. И не стоит умалять достоинства Демидовых, они много сделали для развития горнозаводской промышленности на Урале и в России. Но дело в том, что Демидовы пришли на Урал в XVII веке, а первые рудознатцы, попали на средний Урал, он же горнозаводской пораньше где-то в середине XVII века. Думаю, что стоит коротко осветить всю историю Уральской металлургии. Возникает она ещё во втором тысячелетии до нашей эры и насчитывает более 3000 лет. Посему мой рассказ и имеет такое странное название. Речь пойдет о древне-уральской металлургии. Так мы потихоньку выйдем на её русский период и на господ Демидовых. То есть вот такая связь от древнейших времен до Нового времени.
Как велись горные разработки. Всё началось с того, что русские стали обследовать древние уральские рудники, в то числе и так называемые чудские копи, которые были известны с середины второго тысячелетия до нашей эры. На Руси чудью называли народы, говорящие на финно-угорских языках, они достаточно широко проживали на северной части Европейской равнины и на Урале. И вот как раз с ними связывали и разработку месторождений медный руды. Именно литейщикам племени чудь приписывается авторство предметов, относящихся к искусству металлической пластики, именуемому пермским звериным стилем (предположительно VII в. до н. э. — XII в. н. э.).
Уральское горное дело, его русский период начинается в XVII веке, когда сюда пришли по указу царя Петра 1 русские рудознатцы. Россия в этот период вела войну с Швецией и государству российскому не хватало металла. Искали металл на разных местах, особенно на местах возникновения мифов, легенд и сказаний. Так, например легенда «о Чуди белоглазой» и её исчезновении привела к важным открытиям. Так был обнаружен в окрестностях нынешнего города Полевского русским рудознатцем Сергеем Бабиным Гумёшевский медный рудник в 1702 году. Научное изучение уже проходило ближе к концу 18 века. Изучили рудник наши путешественники и ученые Петр Симон Палас и Иван Иванович Лепехин. И благодаря их научному описанию можно узнать, как вообще добывалось медная руда. Тысячи лет назад, вот как раз это были те самые металлурги в звериных шкурах. Правда их одежда была сделана из сыромятной кожи. В руднике были найдены ремни, сумки из сыромятной кожи, а также инструменты. Они были изготовлены больше из меди. Использовались открытые способы добычи руды. Это такие карьеры, внутри которых разводились костры в местах скопления медной руды. Разогретые камни после поливали холодной водой. От этого камни трескались. В образованные трещины вбивали деревянные клинья. Также строились и шахты. Шахты достигали глубиной 30 метров и шли вертикально либо под углом к коренной породе. И от такой шахты шли горизонтальные штольни, и они были небольшие. Даже одному человеку было там тяжело пролезть. А крепёж делался из жердей. Это такие расколотые вдоль лиственничные и сосновые бревна. Они были ненадежны, что приводило к частым обвалам. В гумишевском руднике находили большое количество костей черепов. То есть горняки не редко гибли.
Работали горняки кирками, медными и деревянными совками, лопатами, которыми загружали руду в эти сумки и поднимали наверх. Плавка руды проходила здесь же поблизости от рудника. Обычно выбирали возвышенные хорошо продуваемые места. Как правило, на Урале это были вершины гор. Так под Полевским находится гора Азов. Ныне знаменитый памятник археологии, где были обнаружены половинные ямы на вершине горы. Представляли они из себя небольшие углубления глубиной примерно метр вымазанные изнутри глиной. Туда засыпалась измельченная медная руда и древесный уголь и после плавки образовалась на дне такой ямы заготовка в виде медной лепешки, которую дальше обрабатывали литейщики и кузнецы. При проходке чудских копей древние рудокопы применяли каменные молоты, клинья, песты, дробилки, роговые и костяные кирки, медные и бронзовые. А затем в ход шли железные кирки, кайлы, молотки, деревянные корыта, брёвна-лестницы, плетёные корзины, кожаные сумки и рукавицы, глиняные светильники и др.
Здесь был найден целый клад из произведённой продукции. В основном это были птицевидные идолы, небольшие медные фигурки, что напоминало нам о освященных местах народа манси. Манси, они же вогулы это потомки тех самых древних уральских металлургов. И вот таким образом ученые связывают древнюю уральскую металлургию с жертвенными местами. То есть это капища находящиеся на вершинах гор, где производились жертвоприношения в пользу получения больших объёмов меди от небесных сил, которые как раз на это непосредственно и влияют. То есть только духи могли позволить из камня получить медь. Но мы-то знаем, что это окисленная медная руда, которую помещали в костер и долго нагревали до температуры чуть больше 1000 градусов. Достаточно такой температуры чтобы получить медь из руды. Но древние люди обладали такой особенностью, что мысленно увязывали и соблюдение технологии производственного процесса, и его результат с волей богов и духов Среднего мира. При поиске расположения богов и духов видно как раз птицы являлись теми посредниками между человеком и небесными духами, которые способны ловить потоки воздуха, который необходим для выплавки руды и оказания влияния на огонь. Огонь это как часть солнца. Магический Триумвират: Вершина горы, птица и солнце сияющее.
Но нужно сказать, что кроме меди тогда уже в первом тысячелетии до нашей эры люди стали изготавливать, вернее, получать и первые металлические сплавы. Речь идёт в первую очередь о бронзе. Что бы получить бронзу в медь добавляли олово. Его же олово добывали преимущественно на Южном Урале. Но большая часть этих отливок все-таки находили на Южном Урале и там даже много топонимов тюркских, например Кургаш, который означат олово. Преимущество бронзовых изделий, они более прочные и долговечные и получить бронзу было легче. Когда в составе металла находится олово то и плавится металл при низких температурах. Достаточно было 730 градусов, чтобы получить бронзовый сплав. Но, кроме того, что из меди и бронзы делали хозяйственные инструменты и охотничьи принадлежности. И, конечно же, делались разные украшения, ритуальные предметы и различные отливки. Наиболее известный такой клад из бронзовых отливок был найден в 60-е годы 20 века московским археологом Вадимом Старковым на реке Ляпин. Это 92 отливки напоминали таёжных животных: белок, бобров, волков, лис, райских рептилий в виде ящериц. Но ученых напрягало то, что все эти отливки были сделаны как бы на скорую руку, то есть не были хорошо обработаны. Знаменитый советские этнограф Валерий Чернецов, который занимался очень плотно изучением обских угров: хантов и манси изучая мифологию этих народов, пришёл к выводу, что, скорее всего вот эти вот фигурки плохо обработанные из бронзы из этого клада являются так называемой иттармой, то есть вместилищем души. Согласно представлению о жизни и смерти у тех же манси после смерти человека душа его должна через 3 года вселиться в подходящего родственника появление, которого на свет все соплеменники ожидают. До этого момента душа пребывает в этой фигурке. Эту самую иттарму они с помощью ниточек пришивали к одежде, к поясам и носили. Не дай Бог, конечно, было потерять такую фигурку. Потеряешь душу своего предка, и род твой прервётся.
Но кроме бронзы и меди угры познакомились еще и с железом. Связывают обычно появление железа с началом первого тысячелетия. Под Нижним Тагилом есть такое интересное место Лайский мыс расположен на южной берегу Лайского Верхнего пруда. На мысу археологами обнаружено святилище первобытного человека, датированное 1 тыс. до н.э. Здесь сделанные из железа кинжалы топоры ножи и даже меч. Но как оказалось, они не были привезены издалека, хотя первая железо попадало на Урал по рекам Каме и Волге через южнорусские степи с Кавказа, Средней Азии и с Персии. Эти изделия сделаны местными уральскими древним металлургами, мастерами, кузнецами и чему найдено подтверждение. На Лайском мысу были найдены развалины 11 домниц. Именно домниц, потому что железо плавили не в плавильных ямах как медь, а в таких небольших доменных печах выложенных из камней в виде усеченного конуса высотой 1-2 метра называли их сыродутные. В горны через отверстие в нижней части этой печи подавался воздух кожаными мехами. Ну а через другое отверстие уже с помощью лопаточек извлекали эту пористую массу, состоящую из разных примесей шлаков и вот этих застывших густых капелек железной руды — крицу. Это крица подвергалась обработке молотом и ковке. В результате получали уже такие железные заготовки. Но нужно упомянуть, что железо получает свое развитие на Урале в эпоху Великого переселения народов. Это первые века новой эры. Именно в этот период кочевники коневоды попадают на северную территорию и в таежную зону. Именно они и привнесли сюда как раз более совершенные технологии обработки железа. И в этот период как раз когда идет стыковка степных народов с древними уральцами. Вот здесь и формируются уже так скажем современные наши уральские народы, как и коми, удмурты и манси и ханты. И как раз можно проследить не только, что железо попало в эту таежную зону, но еще и мифология пришла от кочевых культур. То есть наряду с таежными животными и персонажами уральских мифов как медведи, бобры, лоси попадают сюда еще и такое животное степей как конь. Ну и конечно же как тут не вспомнить миф о легендарном персонаже народа манси это Мир-Суснэ-хум («за миром наблюдающий человек») — в обско угорской мифологии седьмой сын Нуми-Торума, посредник на путях живых и мёртвых. В мансийских сказках он часто упоминается под именем Эква-пыгрись «сынок женщины».
В хантыйском фольклоре он известен как Ими Хилы. Ну и конечно же внешние атрибуты народа манси. Те самые таёжные охотники стали носить распашную одежду, сабли и длинные волосы, заплетенные в косы как у женщин. Такой мужчина новая этническая общность, это VI по XIX век, когда и сформировался мансийский этнос. Именно в этом горнозаводском краю, когда сюда пришли русские в середине 17 веке и именно они брали вогулов себе в проводники и те проводники могли показать им месторождение медной и железной руды. То есть вогулы были не только хорошие охотники и следопыты, но и лучше рудазнатцы. То есть те самые вогулы, которые плавили руду, были кузнецами. И даже есть такое место в Нижнем Тагиле, которое на старых картах было обозначено как улица вогульских кузниц, где нанимали себе в проводники опытных рудознатцев. Так привлекли двух вогулов Якова Савина и Степана Чумкина. У них православные русские имена, потому что эти вогулы приняли православие. Как писалось в хрониках в 1702 году житель реки Выя Яков Савинов, то ли следуя указу Петра I, то ли просто решая подзаработать, сообщает верхотурскому воеводе Алексею Калитину о том, что гора на реке Тагил нынешняя гора Высокая содержит богатые месторождения, разные руды. Но Яков не получил награды за это сообщение, потому что видимо воевода не проявил должного интереса. И в 1714 году Савин сообщает это уже самому Демидову. Но тут уже и Демидов тоже не награждает за это сообщение Савина, возможно потому что уже приказчики Демидова хорошо знали об этой горе и делали пробные плавки этой руды на Невьянском заводе. Поэтому Демидов считал несправедливым награждать вогула чем-либо, потому что открытие уже давно были сделаны русскими людьми. Не получив и на этот раз награды Савин решает сообщить о горе Высокой самому главному начальнику уральских горных заводов генералу Василию Татищеву не зная, что Татищев был главный конкурент Демидовых на Урале. Разгоралась так называемая горная война за обладание богатейшими железными месторождениями. Демидов, когда понял что может потерять вот такой железный Клондайк в виде горы Высокой решает всячески препятствовать вогулу, чтобы тот не сообщал об этом Татищеву. Так демидовские приказчики разоряют стойбище Савина на реке Тагил. Выгоняют из его дома детей и жену. Запрещают охотиться на бобров, убивают охотничьих собак и доведенный до отчаяния Яков Савин решает подать жалобу на Демидова на имя Татищева. Это был 1721 год. Мы не знаем, поступила ли жалоба Татищеву, но знаем, что в том году Татищева увольняют с заводов императорским указом. То есть, возможно, свою роль здесь сыграли происки Демидовых. Демидов приобретает гору Высокую в своё безмерное безграничное пользование и в том же году начинает строить медеплавильный завод поблизости. А еще двумя годами позже строит и 1725 году в 4 верстах от горы на реке Тагил Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод, который работал на высокогорской руде. Что касается судьбы Якова Савина нам ничего неизвестно. Он канул в лету, скрылся без вести. Вот получается, что первый раунд этой горной войны закончился в пользу Демидова.
И Демидовы захотели прибрать к рукам и гору Благодать находящуюся чуть к северу от Тагила. Но не получилось потому, что в 1736 году возвращается Татищев и уже получает известие об этой горе от другого вогульского рудознаться Степана Чумкина. Видно Чумкин наслышан про печальную судьбу своего соплеменника Иакова Савина решил идти сразу же к горному генералу Татищеву сообщить об месторождении горы Благодать. Он получает от главного начальника уральских горных заводов за это сообщение отказные в размере 4 рубля 75 копеек и памятник в свою честь в виде чугунной стелы с горящим таким факелом. Поставили памятник на вершине горы Благодать. На том же месте где по поверью его же соплеменники некрещенные вогулы, то есть язычники убили и сожгли, принеся, таким образом, его в жертву и расплатившись за то, что Чумкин не только предал веру своих предков, но и принял православие. Еще и открыл чужакам святилище на вершине горы Благодать. Это конечно легенда, до сих пор не подтвержденная историческими фактами. Но памятник до сих пор стоит на вершине горы Благодать, где написано имя Степана Чумкина.
Научный сотрудник хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.