Загадки древних артефактов
Пермский звериный стиль
История средневекового Урала похожа на книгу со стертым текстом, но с прекрасно сохранившимися металлическими иллюстрациями. Учёные шаг за шагом пытаются восстановить содержимое повествования. Убивая на охоте зверей, древние охотники сохраняли кости. Они верили, что сохранность скелета является залогом возрождения живого существа. У нас тоже есть, что сохранять — металлические фигурки урало-сибирского звериного стиля. Наша задача — прочитать огромную металлическую библиотеку и воссоздать облик древней цивилизации. Заглянув в прошлое, мы сможем понять истоки настоящего и лучше разобраться в себе.
Пермский звериный стиль — это культовое литье, бронзовые объемные и плоские изображения зверей, духов и богов. На Пермской Земле расцвет звериного стиля приходится на VII-XI вв. н.э. Среди тысяч пластин звериного стиля можно заметить сюжеты и персонажей, составлявших основной пантеон богов и духов финно-угров. Прежде всего, это человеколоси, создания с головами лосей, копытцами, иногда с крыльями и часто с птичьим клювом. Как правило, это существо стоит на звере-гибриде из частей разных животных. На некоторых пластинах изображена семерка человеколосей, стоящих на головах птиц. Множество найденных человеколосей позволяет предположить, что это изображения домашних духов-хранителей, которых полагалось иметь в каждом доме. Встречается изображение семьи: отец, мать и ребенок. Есть бронзовые изображения женщины с младенцем — языческой мадонны. Некоторые пластины выглядят как иллюстрации к сказкам: герой с девушкой на коне скачет в тридевятое царство. Существуют космограммы: лось на рыбе, человек на гибриде, стоящем на рыбе. Эти композиции демонстрируют представления финно-угров о строении Вселенной. Помимо этого среди предметов звериного стиля множество зооморфных изображений: лоси, лягушки, ящерицы, змеи, огромное количество птиц и гибридных существ. Гибриды часто представляют комбинации водных животных и рыб с наземными животными и птицами. Встречаются двуглавые и трехглавые птицы с человеческой личиной на груди, обрамленной лосиными головами, возможно, это покровители рода людей-лосей. Попадаются изображения медведя в виде отдельных фигур-статуэток, а также головы медведя на пряжках, бляхах и пронизках. Существуют изображения птиц с человеческой головой и медведей в комбинации с другими животными. Есть множество птиц с человеческой личиной на груди, изображением первопредка. Среди пронизок немало крылатых собак, попадаются также птицы с головой лося или лоси с крыльями. Встречаются животные-близнецы в так называемой геральдической позе, например, бобры, попадаются животные в «сценах терзания», напоминающие скифо-сарматские сюжеты. Среди животных существуют двуглавые гибриды собак и птиц. Сохранилось немало бронзовых инструментов: кресал, гребешков, копоушек, наверший ножей с изображениями животных, сообщавших предметам магическим путем свою силу. Особое место среди этого собрания занимают пластины с фигурами богинь, окруженных зверями-помощниками, фигурки божества в виде филина и некоторые другие амулеты. Важно понимать, что среди этих изображений нет ни одного случайного элемента, нет образцов вольной фантазии, как у современного художника. Мастера средневековья постоянно воспроизводили известную им по мифам картину мира, в которой все персонажи связаны особыми отношениями. Эти связи обязательно обозначены на пластинах в виде определенных элементов, например, крыльев, хвостов, других частей животных, количества голов у персонажа, расположения персонажей относительно друг друга. Это мир, все части которого словно пазлы стоят на своем месте и составляют одну картину. Такая особенность творчества позволит нам воспринимать амулеты как знаки языка, а история, археология и этнография дадут ключи для чтения пиктограмм металлической библиотеки.
В мире финно-угров не было места хаосу. Пространство и время существовали в зверином обличии. Все звери группировались по трое. Понятие Верха соотносилось с птицами, Низа — с земноводными, рыбами и некоторыми грызунами. Средний земной мир — соотносился с животными. Каждый из этих природных ярусов обладал похожим внутренним строением: среди птиц верхней считался орел, средней — глухарь, нижней — гагара. Среди земных животных, соответственно, — горностай, лось и медведь. Есть пограничные звери, живущие на границе между мирами: собака, бобр, выдра. Собака роет землю, бобр и выдра время от времени скрываются под водой. Есть существа подземного мира: мышь, змея, крот. Насекомые тоже принадлежат к разным сферам мироздания — от божественной пчелы через земную стрекозу к подручным бога преисподней — комарам и прочим кусачим тварям. На нижнем ярусе среди рыб верхние — белая рыба (сиговые), средние — красная (осетр), нижние — черные, налим и щука. Орел и щука — символы зенита и пучины — выступают полюсами природного мира. Знак орла — крест — означает благословение, знак щуки — зигзаг — проклятие. Деревья тоже представляли три сферы: белым верхним является береза, красным средним — сосна, нижним черным — кедр. Время по месяцам также выстраивалось в зверином стиле: месяц «прилета орла», «вороний», «месяц беличьих следов» и «лова рыбы». Праздники тоже маркировали время в звериные циклы: праздник прилета птиц, день первого лося, медвежий праздник. Даже возраст человека Финно-угры определяли в зверином стиле: возраст «охоты на белок» (мальчик с 12 лет), возраст охоты на лося и зрелый возраст, в котором мужчина может выйти на медвежью охоту. Финно-угры не удовлетворяло природное разнообразие. Для описания важных пограничных явлений мира они создавали причудливые формы гибридных созданий: собак-бобров, лосей-птиц, щук-выдр, медведей-быков, собак-птиц. Люди и божества сами были вплетены в звериную таблицу мира и обретали гибридные формы: людей-медведей, человеколосей, людей-птиц. Иногда на амулетах ноги человеколосей гротескно переходят в головы гибридов, нога обретает глаз. Этот глаз на языке звериного стиля становится знаком одной из душ. Финно-угры, той самой, что существует в ногах и видит сигналы Нижнего мира. Особенности разных зверей умножали свойства гибридов, придавали им сверхспособности, особую силу. Так медведь-бык получал мощь медведя и силу быка. Охотники за духами, проводники в мир мертвых, крылатые собаки, обретали возможность полета и скорость. Охранники отверстий в преисподнюю, собаки-выдры, получали силу собак и способность нырять в Подводный Нижний мир. Щуки с лапами, Сарты, становились опасны на земле. Все они становились героями песен, преданий, сказаний, сказок, легенд, большинство которых безвозвратно утрачено.
От древней цивилизации звериного стиля осталось множество металлических амулетов и ни одного письменного свидетельства. Мы не знаем имен богов, шаманов, вождей, не существует записей мифов и рассказов очевидцев. Но не стоит думать, что эта цивилизация умолкла навсегда, и нам ни — когда не понять смысл этих изображений, не разгадать значение, которое вложили в них создатели бронзовых пластин.
Средневековая культура оставила нам огромное хранилище информации: тысячи сохранившихся пластин, блях, пронизок, пряжек и других говорящих вещей. Важно услышать голос прошлого, сопоставить вещи и мифы, расшифровать бронзовые иероглифы. От древней культуры остались тысячи металлических оберегов, амулетов, целый пантеон духов. По богатству образов, разнообразию персонажей и символическому значению мифология звериного стиля не уступает картине мира заокеанских современников создателей звериного стиля — ацтеков и майя. В эпоху средневековья Урал не был краем света, затерянным среди лесов и болот, как иногда принято думать. Здесь пересекались торговые пути в Сибирь, здесь смешивались народы, до этих мест простирались интересы великих евразийских государств того времени Ирана, Византии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Скандинавии и Новгородской республики. Отсюда ушли в далекий путь на запад предки венгров.
Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.