«Музейный экспонат»

Медведь в жизни народов Югры

В культуре народов Севера медведь считается священным зверем и младшим братом человека. Ханты и манси убеждены, что медведь, сын великих божеств, которым они поклоняются, и является хозяином тайги.

Медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры, подгонять лося к самострелу охотника. На Нижней Оби среди ханты был распространен ритуал клятвы на лапе, когте или зубе медведя.

Северные народы считают, что медведь, блуждая по лесу, слышит и видит все, что творится у людей. Он вершит справедливый суд и карает преступника. Хозяина леса боятся и уважают. Чтобы не тревожить, называют его в разговоре не медведем, а «дедушкой», «когтистым стариком», «дедом в шубе» и даже… «семидетной старухой».

Такое почитание медведя не мешает людям охотиться на него. Но после охоты следует выполнить специальный ритуал, чтобы умилостивить убитого «старика».  Туша медведя разделывается, а кости аккуратно раскладываются на специальном настиле возле реки. Люди верят, что вскоре кости вновь обрастут мясом, и медведь оживет. С этого момента медведь считается родственником и духом-покровителем убившего его человека. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство. Голову и лапы украшают платками, лентами и кольцами.  Затем устраивают представления в масках, исполняют танцы, посвященные главным богам, провожают душу медведя на небо, гадают о предстоящей охоте. Медвежий праздник является главнейшей составной частью культа медведя у обских угров.

Охотники уверены, что медведь не любит женщин. Но если представительница слабого пола носит украшения из медвежьих зубов на шее или в ушах, «дедушка» становится ее покровителем. На женщин медведь нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе. По легендам от связи женщины с медведем на свет рождаются богатыри. Первый подарок, который получает новорожденный у ханты — медвежий клык. Его крепят над колыбелью, чтобы защищал малыша от болезней и ночных страхов. А вот носить медвежий клык у пояса имеет право только мужчина. Клык бурого или белого медведя ценится на Севере очень дорого, за него могут отдать даже оленя. Медвежьи клыки наделяются северными народами магической и целебной силой.

На Севере считают, что судьба каждого человека тесно переплетена с судьбой хозяина леса. Полагают, что человек после смерти превращается в медведя, а после того, как зверь погибает, вновь возрождается в мире людей.

В Музее реки Обь представлен уникальный экспонат. Это голова медведя ритуальная, не отделенная от шкуры. На месте глаз прикреплены пуговицы коричневого цвета, в ноздри вставлены кусочки светлой ткани. Появился данный экспонат в 2000 году, когда во время командировки в посёлок Лемпино научные сотрудники музея купили необработанную шкуру у Ярыгина Льва Михайловича для экспозиции «Югорское наследие». Затем шкура была обработана таксидермистом Синицыным Валерием Владимировичем, и сегодня она – это один из самых интересных экспонатов музейного собрания.

Синицын В.В. Голова медведя ритуальная
Синицын В.В. Голова медведя ритуальная

                        Источники:

                       1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс»

                       2.  https://clck.ru/338ff6

                     Организатор экскурсий Мищенко А.В.