Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн

Просто о простом…

Вот она перед вами,

Коробка с карандашами.

В нее совершенно свободно

Вмещается что угодно…

Григорий Гладков

Древние римляне применяли оловянное стило для письма на восковых табличках, черчения на пергаменте и папирусе. Жители Древнего Египта использовали заострённые трубочки из олова, заполненные чернилами.

В Европе эпохи Возрождения художники в работе использовали тонкую серебряную проволоку, припаянную к ручке. Это устройство под названием «серебряный карандаш» использовали такие мастера, как Дюрер, Ван Эйк и Боттичелли.

В середине XIV века появился «итальянский карандаш», грифель которого состоял из порошка жжёной кости, смешанного с клеем. Грифель очень сильно пачкал руки, поэтому придумали специальную «рубашку» — два тонких деревянных брусочка, между которыми этот графит и вставляли, оборачивая поверху бумагой или бечёвкой. Стоили эти прототипы современного карандаша очень дорого, ведь изготавливали их вручную, и на один экземпляр уходило около пяти дней.

В 1683 году, в Германии, жители Нюрнберга смешали графитный порошок с серой и клеем, получив карандаш по более низкой цене, правда в ущерб качеству. Поэтому этот «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Карандаши со стержнем из графита известны с XVI века, когда английские пастухи после сильнейшего урагана, прошедшего по местности Камберленд, под корнями вывороченных деревьев нашли тёмный минерал, которым очень удобно было помечать бока своих овец. Так был найден графит, который впоследствии стал основным материалом для производства карандашей. Для Великобритании графит стал стратегическим ресурсом, даже был принят закон, по которому за кражу или перепродажу на чёрном рынке карандаша или графита полагалась тюрьма. Дело было в том, что графит начали использовать при изготовлении улучшенных пушечных ядер и англичане не хотели, чтобы их вечные противники французы имели такое же вооружение.

Несмотря на все усилия англичан, графит попадал-таки в Европу, и французский учёный Николя Жак Контэ разработал собственную рецептуру наполнения карандаша, смешав очень дорогой графит с глиной. Помимо удешевления производства, варьируя соотношение графита и глины, нечаянно получилось делать грифели разной твёрдости, чем мы пользуемся до сих пор.

Николя Жак Контэ
Николя Жак Контэ

В 1840 году немец Лотар фон Фадеркастер начал делать шестигранные карандаши, так как обычные круглые постоянно скатывались с наклонных столов писцов того времени. Он же и задал стандарты карандаша — его длину и диаметр.

В 1858 году американец Хайме Липман взял патент на конструкцию простого карандаша с ластиком на конце, а в 1869 году Американец Алонсо Кросс изобрёл механический карандаш с выдвижным грифелем, прообраз современного цангового.

цанговый карандаш
цанговый карандаш

В Древней Руси тоже начинали со стилусов, ими писали на табличках из воска или берестяных грамотах, и назывались они «писАло».

береста и писало
береста и писало

На Руси деревянные карандаши появились в XVIII веке, их привёз Пётр I. Собственное производство в Архангельской губернии довольно быстро наладил Михаил Ломоносов, благо Россия богата лесами и есть свои залежи графита. А слово «карандаш» образовалось от тюркских «кара» и «даш», что переводится как «чёрный камень».

Михаил Ломоносов
Михаил Ломоносов

В Российской империи конкуренции в производстве карандашей практически не было – на всю огромную страну было всего три фабрики – в Гродно, Москве и Риге. При этом все они были примерно одного размера и производительности.

графитовое месторождение
графитовое месторождение

Лучшие карандаши получаются из кипариса и кедра, но это очень дорого, поэтому советские карандашные фабрики использовали ольху, тополь, липу, а для поверхностного окрашивания применяли те же краски, что и для детских игрушек, ведь все мы — и взрослые, и дети, — очень любим помусолить карандаш во рту и погрызть его кончик. Фабрика имени Красина была первой, кто заменил устаревшую многовековую технологию смеси графита и глины на современные феноло-альдегидные полимеры.

Советские космонавты пользовались в космосе нашими обычными, но такими безотказными карандашами, в то время как в космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе, на что было потрачено более 3,5 миллионов долларов.

Современный карандаш – очень непростое приспособление, от начала его создания и до готовой продукции он проходит 83 технологические операции, с использованием 107 видов сырья и материалов, а по времени это занимает 11 дней.

Недавно было подсчитано, что обычным современным деревянным карандашом можно прочертить непрерывную линию длиной 56 километров (карандашом выпуска 1994 года – только 51 километр), написать 45 000 слов и заточить его можно целых 17 раз. Ежегодно во всём мире производится более 14 миллиардов карандашей – из этого количества можно выложить цепочку, которая обогнёт Землю 62 раза.

В Культурно-выставочном Центре «Усть-Балык», на экспозиции «Город, рождённый нефтью», в одной из витрин лежат простые карандаши, принадлежавшие геологу Теплякову Евграфию Артемьевичу, работнику Сургутской нефтеразведочной экспедиции. Он очень любил работать именно простыми карандашами, исписывая их почти до конца. С каждым из карандашей, лежащих на витрине, связано открытие какого-либо месторождения нефти в Тюменской области, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе.

Евграф Артемьевич Тепляков
Евграф Артемьевич Тепляков
Карандаш простой
Карандаш простой
Карандаш простой
Карандаш простой

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Ключникова И.Ю.

Методист Серебренникова З.Ф.

Использованная литература:

1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».

2.Статья «Непростая история непростого карандаша», точка доступа https://dzen.ru/a/YkQxbZzjhRXDazEK

3.Сайт Techlnsider, статья «Не такой простой, как кажется», точка доступа https://www.techinsider.ru/popmem/1629885-ne-takoi-prostoi-kak-kajetsya-vy-predstavit-sebe-ne-mogli-kak-grifel-popadaet-v-karandash/