ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Суровые жители глуши таёжной.

    Как и человеческий мир, невидимый мир духов способен вселять страх и приковывать внимание. Тут рядышком идут и смерть и великая награда за смелость. Испокон веков самые глухие места Приобья заселяли остроголовые менквы, огромные сильные, но глупые существа. Менквы были похожи на ели. Когда они приближаются, то шум шагов слышен издалека, скрипят деревья, ломаются сучья, начинает завывать ветер.

    Менквы могли изменять свой облик, обращаясь то в ящерицу, то в паука или лягушку. Встречи с менквами не приводили ни к чему хорошему, хотя им тоже приносились жертвы. Людоеды менквы похищали людей, хватали заблудившихся в лесу, кружили, заманивали охотников и военные отряды. От крика менква может расступиться земля и потечь река. В сказках и былинах менквы чаще всего выступают как глупые, злые существа, людоеды. Но иногда они помощники людей в охоте, рыболовстве. Здесь они антропоморфные (иногда проявляют зооморфные черты), часто многоголовые, с огромными глазами. Живут семьями как люди. Дома строят из лиственницы. Живут на Севере в таёжной глухомани. Они громадного размера, рост их равен самому высокому дереву. Передвигаются только пешком и очень быстро. У них большая физическая сила. «Бежит. Несётся, лиственницы с собой вырывает, ели с корнями вырывает». Они громко кричат, свистят.

    Появление великанов менквов — первая и неудачная попытка Торума заселить землю живыми существами. От прихода и нападения менквов помогало только железо: топор, вонзившийся в дерево, нож на пороге жилища. Считалось, что лесного духа можно было убить стрелой с медным наконечником или медной пулей. Они изготовлялись из металла, который брали из горловины котла.

    Менквы удачливые охотники, охотятся на лосей (оленей), пушных зверей. В сказках люди часто женятся на дочерях менква, чтобы обрести удачу в охоте.

    В драматических сценках Медвежьих игрищ исполнители, изображая менквов, совершают «сильные телодвижения… с присвистом, топотом». Основное содержание сценок, описанных очевидцами, это встреча охотников с менквами. Здесь последние ведают охотничьей удачей, их дочери выходят замуж за людей и приносят изобилие. В одном случае охотник убивает менква медной пулей, затем в обмен на его дочь, вытаскивает пулю, оживляет его, На современных игрищах исполняется «Танец менквов», где они уже выступают как воины с оружием. Обязательный атрибут в их одежде на медвежьих игрищах — островерхая шапка из семи различных по цвету лоскутов сукна и кистью из семи полосок сукна на макушке.

    У северных хантов имеется танец «Двухголового менква», который является самым главным. Здесь менквы наказывают людей за нарушение правил поведения в лесу. На медвежьих игрищах восточных хантов, как и у манси, существует танец менквов, после танца начинается борьба людей с менквами, где последние должны быть побеждены.

    Известно, что слово менкв иранского происхождения и означает «лесной дух», следовательно, этот образ появляется в обско-угорской среде не позже раннего железного века (VII до н. э. — IV в. н. э.), то есть не позже того периода, когда заканчиваются угро-иранские контакты.

    Современный образ менквов сложился постепенно. Он берет начало в эпоху взаимодействия культур степного и таёжного типа, когда мировоззрение угров начинает вытеснять мировоззрение палеоазиатов. Однако этот процесс остался до конца не завершенным, так как угры должны были адаптироваться в непривычной для них среде обитания, то есть перенять опыт аборигенов тайги. По одной из версий менквы стали причиной гибели группы Дятлова в районе горы Отортен на Среднем Урале.

Научный сотрудник, хранитель коллекции «археология» Чебыкин В.Е.