Немного о воинских атрибутах или для чего сабля?

Продолжается  изучение археологических материалов могильника Священная Кедровая Роща (сер.VI-сер.VII вв.), в частности погребального инвентаря. Так  одно из погребений отличается богатым и необычным сопроводительным инвентарем. В верхней части располагались железный топор; слева, под берестой и мехом, находилось бронзовое височное кольцо; вдоль туловища, между правой рукой и телом, располагалась железная сабля, перекрестие от нее лежало отдельно; также в низу зафиксированы бронзовые кольцо и браслет.

Согласно обычаю «переселенец» забирает с собой, только то, чем регулярно пользовался при жизни, а сабля в условиях тайги салымской выглядит не совсем к месту…

При более углублённом анализе на поверхность выходят новые обстоятельства жизни и деятельности средневекового индивида и его роль в Нижнем мире, как продолжение прежней. В средневековую эпоху продолжались контакты двух уральских регионов — Прикамья и Зауралья — с иранским и византийским миром, Хазарией и Волжской Болгарией. Именно здесь, на месте святилищ, датируемых IX–XII вв., обнаружены шедевры иранской и византийской торевтики, драгоценные сосуды. Не менее интересно другое. На драгоценных сосудах последователи местных шаманских культов прочертили ножами свои собственные рисунки. Главный персонаж этих рисунков — шаман в зубчатом головном уборе с саблями в руках. Рядом с ним — его птицеобразные и зооморфные помощники, олени, всадники и др. Этим рисункам есть точное этнографическое соответствие — шаманский ритуал у хантов, совершавшийся после летнего промыслового сезона. Ханты собирались в большой юрте, где возле идола были сложены сабли и копья. Шаман принимался бить саблю о саблю, а затем раздавал оружие всем присутствующим мужчинам (женщины оставались за перегородкой). Воинственный танец завершал охотничий сезон. У духов Верхнего мира, по верованиям хантов, также есть волшебные сабли, посредствам которых они путешествуют.

Поскольку импорт, в VI-VII вв. металлических изделий был односторонним, случайным и не учитывал всех нюансов местных культов, то хранители святилищ широко использовали весь арсенал доступных средств, для восполнения недостающего. Нередко в ход шли такие случайные предметы как средневековые иностранные шинели, офицерские бляхи и прочие воинские атрибуты по принципу, чем экзотичнее, тем более значимы.

Таким образом, если предположить что владелец сабли был шаманом или старейшиной своего рода, то сабля ему была просто необходима. И тот факт, что перекрестие сабли, лежало отдельно от неё, подтверждает убеждённость древних, что вещь без повреждений в Нижнем мире не пригодна. Её следует разобрать или вообще сломать. Будучи в Нижнем мире она чудесным образом восстанавливается и готово вновь послужить своему владельцу.

 

    Научный сотрудник Чебыкин В.Е.