«Музейный экспонат»

Ковер с сибирским орнаментом

История ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода. Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. до н. э..   Археологи обнаружили его в знаменитом Пазарыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже. Соткан этот ковер был, вероятно, в Ассирии, что указывает на весьма широкое распространение ковроткачества уже в то далекое время.

       Одним из старейших  регионов российского ковроткачества является современная  Тюменская область.  По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала её  активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе, благодаря торговле с Туркестаном.

       В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Столичные путешественники, кому случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической  деталью» местного быта. Их продавали  на ярмарках, ими украшали жилища, застилали сани, укрывали спины лошадей.  

       В конце XIX – начале XX века моду на ковры стали диктовать сибирские покупатели: зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры должны были сочетаться с обстановкой, которая в этот период отличалась яркостью красок. В доме цветы виднелись всюду: на занавесках, бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках.  Всему этому цветочному изобилию должен  был соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковёр. Ковровая  «эпидемия» в деревнях наступила в 70–80-е годы прошлого века. Женщины не спали ночами, готовили материал для ковра, пряли и красили. Для изготовления ковров использовали шерстяную пряжу и хлопковую основу. Шерсть специально обрабатывали, поэтому ковры не были  подвержены моли и другим вредителям.

        Орнамент сибирских ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров восточных. В центре ковра помещалось изображение одного-двух бутонов роз, мака, шиповника. Ведущими расцветками в колорите ковров являлись красный и зелёный с оттенками, для фона использовался черный цвет. Он символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость чёрного и страсть красного цветов на коврах означает могущество и богатство.

        Технология изготовления ковров вручную является очень трудоёмкой. Если к ковру   относиться бережно, он прослужит несколько десятков лет, может передаваться по наследству. В некоторых сёлах до сих пор дарят ковры ручной работы молодожёнам на свадьбах. По преданию, такой ковёр служит надёжной защитой жилища и благополучия  семьи.

        В фондах Музейного комплекса хранится ковер с сибирским орнаментом  ручного производства 1960 года,  изготовленный  сестрами Марией Николаевной и Евлампией Николаевной Юшковыми.  Увидеть его можно на выставке «Игрушки, в которые играла мама» в Художественной галерее «Метаморфоза».

Источники:   https://nashural.ru/

Автор статьи:  Организатор экскурсий Мищенко А.В.