11 апреля «Международный день освобождения узников фашистских концлагерей».

В период Второй мировой войны не менее 18 миллионов человек оказались в концентрационных лагерях, став жертвами массовых убийств, жестоких издевательств и бесчеловечных медицинских опытов. Фашистская Германия поставила задачу физического уничтожения народов. В этом они преуспели,  их действия настолько чудовищны в своей бесчеловечности, что по сей день, читая архивные документы, воспоминания узников, душу наполняет страх. Чтобы обратить внимание общества на причины и последствия произошедшего, в память об интернациональном восстании узников концентрационного лагеря Бухенвальд, ООН учредила дату 11 апреля «Международный день освобождения узников фашистских концлагерей».

Весь ужас концентрационных лагерей довелось испытать и нашим землякам, нефтеюганцам.

Бывшая малолетняя узница Пан Елена Максимовна поделилась воспоминаниями о детстве в нацистском плену, хотя можно ли назвать детством жизнь в концлагере!?

«Нас погнали в Локоть, где на конезаводе был организован концлагерь. По дороге мужчин отделили от женщин с детьми и угнали вперед. Нас загнали в стойла, где на навозных кучах и были расположены голодные, холодные, раздетые. Больше я ничего из этого концлагеря не помню…». Позже был перевалочный концлагерь Резекне, где маленькая Лена помогала своей старшей сестре Любе ухаживать за свиньями и гусями. Летом 1944 года Лена попадает в Саласпилский концлагерь. Детская память избирательна, из рассказа Елены Максимовны понятно, что все ужасы жизни в концлагере она заблокировала. Из воспоминаний: «Собак с поднятой дыбом шерстью – помню. Какое небо было: голубое, серое или в облаках – помню. Трава, зеленая или пожухлая – помню. Помнила и помню красный песок могил в концлагере. Страх помню. Плакать нельзя было – помню. Как шли с казней назад – никогда не помню!!!» И была надежда…. «даже если ведут на казнь, глаза в небо: не появятся ли наши самолеты; вера – в отцов, братьев наших». «Это было наше детство и рассказать о том, что мы видели и что перенесли, разговорным стилем слабо получается».

Веселкова Фрида Ивановна попала в концентрационный лагерь «Крушвица» на территории Польши. Из воспоминаний: «Я была совсем маленькая, поэтому ничего не помню, но до сих пор где-то в подсознании страх».

Семья  Циммерман — Веселковой. 1944 г

Концентрационные лагеря – это не просто страшно, а безумно страшно, жуткое ощущение ожидания и вера… Они верили, что Победа будет за советским народом. Эта вера помогала дождаться освобождения.

В заключение вспоминаются слова Юлиуса Фучика – журналиста, писателя, борца с фашизмом «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю.

         Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безыменных героев, что были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не  меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю.

         Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами»

Гониева Е.А.

1. Материалы из фондов Музейного комплекса

2. Победа! Творцы и наследники. 65 лет Победы в Великой Отечественной войне. 1945-2010/ Нефтеюганск, ООО «Стратегия», 2011. — 193