Аэропорт Нефтеюганска. 1960 – 1970-е годы. Как это было…

В начале 1960-х годов доставка грузов для Усть-Балыкской экспедиции осуществлялась до Тюмени железнодорожным транспортом, а затем по водным артериям – рекам Тура, Тобол, Иртыш, Обь и протоке Юганская Обь. За короткое северное лето необходимо было доставить буровое оборудование, горюче-смазочные материалы, технику и рассчитать таким образом, чтобы хватило на весь долгий зимний период и на время весенней распутицы.

Во многих Отчетах Усть-Балыкской экспедиции и Объяснительных записках к ним за период с 1962 по 1967 годы отмечается нехватка авиатранспорта, из-за чего срывались работы на месторождениях. Руководители экспедиции И.Г. Шаповалов, а затем Л.Н. Галян постоянно просят вышестоящие инстанции помочь исправить ситуацию.

В ноябре 1963 года в Нефтеюганске была подготовлена площадка для самолета Ли-2, но руководство авиагруппы, по объективным причинам, приняли ее только в начале января 1964 года, тем самым, затянув начало пассажирских перевозок. В результате экспедиция вынуждена была заниматься пассажирскими перевозками на самолетах и вертолетах, арендованных для технических перевозок.

В Объяснительной записке к производственно-техническому отчету по Усть-Балыкской экспедиции за 1964 год говорится, что «…работу авиации по обслуживанию экспедиции нельзя признать удовлетворительной. Всего перевезено грузов, обслуживающим авиатранспортом для экспедиции 458 тонн, из них: на МИ-6 перевезено 199 тонн. Потребность же перевозки грузов для экспедиции гораздо больше. Так в августе из-за отсутствия вертолета месячный план был не выполнен. В период весенней распутицы апрель-май вертолет МИ-1 отработал 16 часов, МИ-4 – 10 часов, а вертолет в эти месяцы для экспедиции особенно был необходим». В данном документе отмечается также, что и в осенний период ощущалась крайняя нехватка авиатранспорта, так как весь объем работ по бурению и монтажу был сосредоточен в Южном Балыке.

Таким образом, мы видим, что авиатранспорт в первые годы промышленного освоения сыграл большую роль. Когда он работал ритмично и в необходимом объеме, то работы на месторождениях проходили быстро и слажено, а когда был недостаток авиаперевозок, то срывались планы по бурению, по доставке рабочих на буровые и пассажиров в Сургут, откуда в те годы было гораздо больше рейсов на Большую землю. Руководство экспедиции в 1964 году отмечает, что «назрела необходимость строительства в поселке Нефтеюганск постоянного аэродрома для самолетов ЛИ-2… и лучше всего… разместить его в бывшем поселке Усть-Балык. Для чего требуется снести 8-10 полусгнивших строений и произвести планировку местности после уборки помещений».

В 1965 году аэропорт был построен, но в другом месте, более пригодном для размещения такого объекта.

Применение авиатехники дорого обходилось экспедиции. Затраты большие не только на обслуживание вертолетов, но и на содержание сторожевой охраны, бензовозов, автобуса и диспетчерской службы. В Объяснительной записке к производственно-экономическому отчету по УБНРЭ за 1970 год говорится: «С каждым годом работы по разведочному бурению удаляются от базы экспедиции. Климатические и природные условия остаются без изменения, отсутствие сухопутных дорог, кратковременное пользование водными путями вынуждает экспедицию применять все больше и больше воздушный транспорт для перевозки грузов и рабочих, занятых строительством, бурением и испытанием скважин».

На освоении нефтегазового комплекса в 60-е — 70-е годы прошлого века работали авиаторы из Москвы, Тюмени, Мурманска.

3 ноября 1965 года был совершен первый рейс пассажирского самолета АН-2 по маршруту Сургут – Нефтеюганск, а с 1966 года открыты рейсы до Тюмени.

В 1968 году было создано звено вертолетов МИ-4. Первый командир звена – В.С. Чурбаков. В 1975 году на базе аэропорта создано самостоятельное предприятие – Нефтеюганский объединенный авиаотряд (НОАО). Первый командир авиаотряда – И.Ф. Каяшев.

Многие, кто работал в тесном контакте с авиаторами, отмечают, что эти люди прилагали героические усилия, а порой рисковали своей жизнью и техникой. Они выполняли полеты в экстремальных условиях и не их вина, что порой не хватало винтокрылых машин.

В фондах Музейного комплекса Нефтеюганска есть небольшая коллекция фотографий, но нет описаний – кто на них запечатлен. Если вы узнали этих людей, просим вас прийти в Музей реки Обь и поделиться информацией. А может быть, в ваших семейных архивах есть другие исторические фотографии? Ждем вас по адресу 9 микрорайон 28 дом.