«Что скрывают шедевры»

Барельефы и Бюсты

Ценность творчества не увядает даже спустя несколько веков. Искусство способно затронуть сердца созерцателей совершенно другой эпохи. При этом не важны определенные познания: каждый увидит в произведении что-то свое.

Барельеф — это разновидность скульптуры, в которой часть выпуклой композиции выступает над основным фоном менее, чем на половину объема. Барельефы широко используются для украшения наружного и внутреннего убранства зданий, а также в процессе создания монументальных произведений искусства. Рельефные изображения, в отличие от круглой скульптуры, частично окружены свободным пространством и предназначены, главным образом, для осмотра с фронтальной стороны.

Шестаков Н.П. Барельеф 'Рожков В.'
Шестаков Н.П. Барельеф ‘Рожков В.’
Шестаков Н.П. Барельеф 'Рощевкин О.'
Шестаков Н.П. Барельеф ‘Рощевкин О.’

Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита. Первые барельефы — глубоко высеченные или тёсаные наскальные изображения. Барельефы часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях и геммах.

Шестаков Н.П. Барельеф 'Иванченко К.А.'
Шестаков Н.П. Барельеф ‘Иванченко К.А.’

Барельеф вместе со сплошным фоном скульптурной композиции обычно изготавливают из одного и того же материала. Выпуклые рельефы могут значительно различаться по размерам: от монументальных многометровых высеченных в скале изображений до миниатюрных предметов (монет, медалей и ювелирных украшений).

Барельефы классифицируют по различным параметрам: Жанру (исторические, религиозные, мифологические, бытовые, анималистические). Материалу изготовления (из мрамора, гипса, древесины, гранита, бронзы). Способу изготовления (отливка или ваяние). Назначению (архитектурный декор, монументальные произведения искусства, предметы декоративного украшения интерьера помещений, элементы декора гробниц и саркофагов). Типу изображения (орнаментальное или фигурное).

Шестаков Н.П. Барельеф 'Филимонов А.Н.'
Шестаков Н.П. Барельеф ‘Филимонов А.Н.’

Бюст — скульптура, изображающая грудь, плечи и голову человека, обычно на подставке.

Основная характерная черта такого направления в скульптуре – это объемная форма, благодаря которой появляется возможность воссоздать похожие черты. Бюст – это одно из самых популярных направлений скульптурного портрета. Он относится к круглому виду скульптуры (что обозначает трехмерные объекты — такие как статуя и скульптурная группа). Объекты этого вида отличаются тем, что их можно рассматривать с любой точки, поскольку они являются объемными. Изготавливаются такие фигуры обычно из очень прочных материалов, чаще всего можно встретить мраморные и бронзовые бюсты.

Трёхмерные формы создают сходство с оригиналом. Бюст является наиболее распространённым видом скульптурного портрета. Он может быть создан из любого материала (обычно из мрамора или другого износостойкого материала).

Рзаев Ф. Бюст Салманова Ф.К.
Рзаев Ф. Бюст Салманова Ф.К.

Благодаря искусству скульптуры и бюста мы имеем представление о том, как выглядели древние египтяне, древние греки и римляне, люди средневековой эпохи и эпохи Возрождения. Отличительной чертой скульптурных портретов была детальность, и сегодня они передают самые разные эмоции, показывают характер людей, живших сотни и тысячи лет назад. В фондах «Музейного Комплекса» представлено множество работ бронзового литья промышленного производства.

История барельефа

В Древнем Риме также было создано множество уникальных произведений искусства в виде бюстов. Особенно поэтичны слова Юрия Шамурина: «Красиво общее впечатление. На болотистом подмосковном лугу, у края пыльной дороги и редкого, словно ощипанного леса высятся звучные портики, ритмичные барельефы и гирлянды − творения эпохи высшей эстетической гармонии, когда-либо созданной человечеством. Мраморный барельеф, легкие фризы − все это родилось под жарким солнцем Эллады. Там мрамор, залитый солнцем, давал резкие эффекты: темные, почти черные тени еще сильнее выделялись блеском освещенных частей. Но в пасмурном русском свете тени барельефа дают нужную гармонию, нежные перламутрово-серые переливы, слабые тени колонн прозрачными пятнами ложатся на гладь фасада. И в такой смягченной концепции классическая красота вяжется с серым небом, с блеклыми лугами». Важно отметить, что в древнеримской культуре существовал особый период скульптурного портрета, он по праву считается одним из самых важных этапов развития искусства Древнего Рима. Этот период в первую очередь характеризуется тем, что мастера стремились точно передать характер человека и реалистичную внешность в своих произведениях. Это направление заняло первое место в древнеримском искусстве.

До наших дней сохранилось множество барельефных произведений искусства античной эпохи. В Древней Греции и Риме такие изображения были неотъемлемой частью убранства храмовых комплексов, триумфальных арок и фронтонов зданий.

После завоевания варварами Рима искусство создания архитектурных барельефов было утрачено в Европе почти на 1000 лет. На протяжении длительного времени сохранялись только традиции изготовления небольших изделий с рельефными поверхностями: шкатулок, ювелирных украшений, икон и предметов мебели.

Возрождение барельефной архитектуры состоялось в середине XV века в Италии. В последующие столетия барельеф снова стал широко востребованным в европейской архитектуре. Рельефными изображениями искусные зодчие начали массово украшать стены храмов и дворцов. А в индустриальную эпоху сфера применения выпуклой скульптуры быстро расширилась благодаря появлению новых технологий и материалов.

С 1770-х годов и вплоть до первых десятилетий XIX столетия, когда в Москве, Петербурге и других российских городах было развернуто обширное строительство общественных зданий, храмов, особняков и дворцов, барельеф как форма скульптурного декора пользовался небывалой популярностью. К созданию рельефных украшений были причастны лучшие художники того времени. В СССР барельефы на протяжении многих лет были важной составляющей официальной пропаганды.

Бюст-портрет В.И. Ленин
Бюст-портрет В.И. Ленин

 Изображения на тематику Октябрьской революции, Великой Отечественной войны и счастливой жизни советских людей украшали фронтоны зданий, интерьеры станций метро, а также основания тысяч памятников и стел во всех уголках страны.

В фондах «Музейного Комплекса» г. Нефтеюганска хранится более 24 работ нашего соотечественника — Шестакова Николая Петровича. Строитель по профессии, художник и творец по призванию, непоседа по натуре — именно таким запомнился нефтеюганцам Николай Петрович. На домах, где жили известные в Нефтеюганске люди, установлены мемориальные доски, выполненные Николаем Петровичем. Они посвящены первому почетному гражданину города К.А. Иванченко, почетным нефтяникам Р.Х. Аллаярову и М.И. Сергееву, погибшим воинам-афганцам Олегу Рощевкину и Василию Рожкову.

И в XXI веке барельеф остается востребованным видом монументального изобразительного искусства. Выдающиеся скульпторы современности успешно продолжают традиции древних мастеров и создают все новые шедевры архитектурного зодчества.

Статью подготовила:

Организатор экскурсий

Самойлова Александра Викторовна