Говорят музейные фонды…

Мозаика — искусство повседневности в городском пространстве.

Мозаика – это особый вид декоративно-прикладного искусства, который известен людям с древних времен. Когда-то для создания панно использовались камни, ракушки и даже кусочки костей животных. В процессе развития мозаичного искусства мастера стали использовать глазурованную керамическую плитку и смальту (специальные непрозрачные плиточки из стекла).

Мозаика советского периода была визитной карточкой государства, позволяла спасаться от серости и обезличенности типовых застроек того времени, ну а главное — выполняла свои идеологические функции.

Мозаичное панно. 3 мкр.
Мозаичное панно. 3 мкр.
Мозаичное панно. 3 мкр.
Мозаичное панно. 3 мкр.
Мозаичное панно. 1 мкр.
Мозаичное панно. 1 мкр.

Фасады советских зданий часто украшались мозаиками. На них изображались герои труда – космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники, доярки на пути к светлому будущему. В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.

Пожалуй самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая получила Гран-при на Всемирной выставке искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается карта СССР из самоцветов — «Индустрия социализма». Она выполнена в технике флорентийской мозаики.

           Немного информации: Флорентийская мозаика – это название техники исполнения, вариант укладки, который является самым технически сложным. Изображение складывается из разных видов камней: поделочных, полудрагоценных и мрамора, умелым подбором переходов естественного оттенка материала и его фактуры, характеризуется отсутствием видимых швов и тщательностью исполнения. Эта техника является наиболее долговечной, так как устойчива к воздействию солнечного света и истиранию, Микеланджело называл их «вечными картинами».

Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г.К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.

Оформление здания
Оформление здания
Вид здания ДК Строитель
Вид здания ДК Строитель
Мозаичное панно. 3 мкр.
Мозаичное панно. 3 мкр.

Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на Всемирной выставке в Париже. Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом. Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.

Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня. В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 1937 году. До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.

В 1970-80-е годы прошлого столетия, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Конечно, в то время это были идеологические рисунки. На зданиях заводов могли красоваться рабочие или портреты Ленина, на домах культуры — счастливые пионеры или октябрята. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин. Хитросплетенные орнаменты из разноцветных кусочков смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов были яркими пятнами на фоне однотипных серых построек. За каждым панно стояли месяцы кропотливой работы множества людей. Одним из наиболее известных плиточников-мозаичников в городе был Николай Петрович Шестаков.

Оформление фойе ДК
Оформление фойе ДК
Оформление  здания ДК Юность.
Оформление здания ДК Юность.
 Дом культуры Юность. 1970-72 гг.
Дом культуры Юность. 1970-72 гг.
Автобусная остановка.
Автобусная остановка.
 Автобусная остановка в мозаике.
Автобусная остановка в мозаике.
Автобусная остановка.
Автобусная остановка.

В фондах Музейного комплекса хранится большое количество фотографий на самые разные темы, среди которых есть фотографии с мозаичным оформлением города — дома культуры, детские сады, торцы многоэтажных домов, автобусные остановки…

Вашему вниманию предлагаем фоторяд с украшением городских кварталов 1970-80-х годов, чтобы вспомнили, как это было…

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова

Использованы:

  1. Подборка фотографии из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс»
  2. Карта из самоцветов. https://kamnemir.ru/articles/ussr_map/
  3. https://archidom.ru/journal/dekor/soviet-mosaic-pieces-of-soviet-history/
  4. Почему фасады зданий в СССР украшали мозаикой. Точка доступа: https://www.factroom.ru/kultura/pochemu-fasady-zdanij-v-sssr-ukrashali-mozaikoj