Говорят музейные фонды…

Тюменские ковры — визитная карточка Сибири.

           Одним из старейших регионов российского ковроделия является современная Тюменская область. По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала ее активного экономического освоения новыми переселенцами. В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии.

Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры были представлены на всевозможных выставках. Столичные путешественники, которым случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани и укрывали спины лошадей. Были большие ковры – настенные, половые; поменьше – насундучники, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.

В конце XIX – начале XX века моду на ковровые узоры стали диктовать сибирские покупатели — зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры, согласно принятым правилам, должны были составлять единство с обстановкой, отличавшейся в этот период яркостью красок. Тогда в моде были хлопчатобумажные и декоративные ткани с многоцветным набивным цветочным узором. Цветы виднелись всюду – на занавесках и бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, по сибирскому обычаю густо заставленных «цветочными оранжереями с великолепными цветущими фуксиями, геранью, гвоздиками, чайной розой».

Традиционным узором сибирских ковров стала несложная композиция. В центре ковра помещалось изображение одного — двух бутонов роз, мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти всю центральную часть ковра, оставляя для каймы лишь небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров — красная и зеленая (с разными оттенками), для фона использовалась пряжа черного цвета.

Ковры хранятся и в фондах Музейного комплекса. Ковер, о котором пойдет речь, изготовлен мамой Новиковой Н.С. Юшковой Марией Николаевной и ее сестрой Евлампией Николаевной, русскими крестьянками, которые родились в дер. Секисово Курганской области, расположенной на р. Суерь (протока реки Тобол). Ковер изготовлен на станке, в основе изделия х/б нити № 10 (записано со слов сдатчика). Середина ХХ века (1955-80-е гг.).

 

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А. Полякова
Фото Н. Кобылиной