Говорят музейные фонды…

Кружатся диски.

Сквозь шипение пластинок
Слышно, как издалека
Будто бы несёт куда-то
Звуки времени река.

Дмитрий Углев

Большой красочный конверт с эффектной фотографией исполнителя, целлофановый вкладыш, оберегающий капризную поверхность пластинки от царапин, хрупкие иглы, вечный поиск предохранителей для замены и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Нет ни одного человека, у которого даже сам вид пластинки не вызвал бы в душе теплую волну воспоминаний из далекого детства или юности. Ни более удобные магнитофонные ленты, ни цифровые носители так и не смогли сломить любовь ценителей хорошего звука к винилу.

Прародителем проигрывателей и виниловых пластинок стал фонограф, изобретённый французом Леоном Скоттом в 1857 году. Изобретатель, вдохновлённый строением человеческого уха, сделал прибор, напоминающий слуховой аппарат. Главной деталью у него была туба с эластичной мембраной, оставляющая след на покрытом сажей движущемся бумажном или стеклянном колесе. Звук, исходящий из трубки, через мембрану улавливался рупором, на конце которого устанавливалась игла. Спустя двадцать лет Томас Эдисон создал фонограф, позволяющий не только записывать, но и в хорошем качестве воспроизводить звуки. Запись велась при помощи иглы, которая оставляла след на цилиндрическом валике, обернутом фольгой из олова или лентой с воском. В то время это было поистине фантастическое изобретение.

В 1880 году Эмиль Берлинер изобрел новый вид фонографа с более удачным методом записи и воспроизведения звуков и запатентовал чудо века — устройства «декодер» и «граммофон». И это именно Берлинер предложил отойти от формы «валик» и придать носителю звука форму круглого диска. Рынок граммофонов, а с 1907 года и механических патефонов, развивался с огромной скоростью, что дало существенный толчок для развития пластинок. Клубы, рестораны и кафе, школы и институты, квартиры обывателей – везде зазвучала механическая музыка. Множество музыкальных магазинов предлагали широчайший ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки упаковывались в картонные коробки-книги, оберегающие этот хрупкий товар). Первыми были носители из целлулоида, позже каучуковые и шеллачные. При всем разнообразии, все эти виды объединял один большой минус – несовершенство технологии записи позволяли хранить на одной стороне пластинки всего одну композицию.  Этот барьер в одну песню преодолели только в 1931 году, с разработкой метода стереозаписи. Пластинка, записанная по-новому, вмещала уже до шести песен, но при этом срок службы даже у самой лучшей шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. Все изменилось, когда после Второй мировой войны появился винил. Первая в истории виниловая пластинка поступила в продажу в июне 1948 года, в США и навсегда завоевала мировой рынок, моментально вытеснив все другие виды пластинок. (Самая большая в мире коллекция пластинок принадлежит бразильскому бизнесмену Роберто Алвес Фрейтасу — более восьми миллионов штук). Только в девяностые годы двадцатого века массовое производство винила было прекращено, его вытеснили другие, более современные музыкальные носители.

 В России грампластинки долгое время выпускали небольшие артели, пока в 1910 году немец Молль не открыл в подмосковной Апрелевке специализированную фабрику, где только за первый год работы выпустили 400 тысяч шеллачных пластинок. Все они разошлись по ярмаркам, магазинам и лавкам Империи за считанные недели. Их стали крутить на посиделках, свадьбах и именинах, семейных вечерах. Огромные трубы граммофонов разносили русские народные песни, частушки, романсы и марши далеко по округе. После революции фабрику, конечно же, национализировали и по прямому указанию Ленина перепрофилировали на выпуск преимущественно агитационного материала и речей политических деятелей. Но вскоре запасы шеллака закончились, средств на его закупку за рубежом не было, и фабрика выпуск пластинок временно прекратила. Шеллак в то время был очень дорог, ведь это органическое вещество, вырабатываемое лаковым червецом. Чтобы сделать одну пластинку, нужно было воспользоваться трудом четырех тысяч этих существ. До 1948 года мы закупали это сырье за границей на золото и валюту. Завод вновь заработал в 30-е годы, на нём работало более тысячи человек с ежегодным объемом производства в 19 миллионов штук. С сырьем все еще были проблемы и часть тиражей предназначалась не на продажу, а на обмен лома старых пластинок. Такие тиражи даже маркировали специальной надписью «Продаже не подлежит. Обменный фонд». В годы войны выпуск пластинок значительно снизился и был переориентирован на выпуск продукции патриотического содержания. И именно на Апрелевском заводе уже в первые годы войны была записана легендарная «Священная война». Новый этап в жизни завода начался в 1964 году, с созданием в СССР фирмы грамзаписи «Мелодия», где на долю «Апрелевки» приходилось 65% от всех выпускаемых пластинок. Музыкальные, учебные записи, а эти чудесные детские сказки – на них выросло не одно поколение советских людей. В 80-х годах на Апрелевском заводе работало уже три тысячи человек при годовых тиражах более 50 миллионов штук, но в годы перестройки участь большинства предприятий не минула и его. Пластинки, служащие основным форматом для прослушивания музыки в домашних условиях между 1950-ми и началом 1980-х годов, уступили первенство по объему продаж сначала кассетам, а потом компакт-дискам.  Резко стали падать тиражи, для спасения завода начали выпускать магнитофонные кассеты и развивать различные производства – выпуск носков, пластмассовых изделий, бланков для ЕГЭ, вплоть до упаковок для расфасовки продуктов. Так, на прилавках того времени можно было встретить упаковки вермишели, где производителем значился «Апрелевский завод грампластинок». В 2002 году завод был признан банкротом и полностью закрыт.

Все в нашей жизни циклично и мода на виниловые пластинки постепенно возвращается. Ими интересуются не только коллекционеры, но и все больше молодых людей привлекают эстетика пластинки и качество воспроизведения звука. Более того, начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила, он стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Все это способствовало появлению новых фирм по выпуску винила, и многие музыканты теперь выпускают свои альбомы именно на нём.

Фоногфаф Томаса Эдисона, 1899 год
Фоноавтограф Леона Скотта
Рекордер для записи на медный мастер-диск (Германия, начало 1930-х гг.
Радиола Эстония 1979 г.
Магазин Мелодия
Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер
Логотип фирмы Мелодия

Культурно-выставочный центр «Усть-Балык» тоже имеет свою небольшую коллекцию пластинок и проигрыватель. Во время экскурсии у посетителей экспозиции «Жилой дом. Интерьер 60-х гг. ХХ в.» есть возможность выбрать исполнителя и прослушать несколько композиций, окунувшись в недавное прошлое.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Ключникова И.Ю.

Методист Серебренникова З.Ф.

Использованная литература:

1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».

2. Подготовлено по материалам портала «iphones.ru», август 2015 г. www.iphones.ru

https://www.audiomania.ru/content/art-4100.html

3. Сайт «Collectomania», точка доступа  https://collectomania.ru/blogs/helpful/vinilovye-plastinki-istoriya-vidy-i-interesnye-fakty

4. Интернет-журнал «История вещей», точка доступа http://xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/muzyika/istoriya-vinilovyih-plastinok.html

5. Портал «РетроМир», точка доступа https://skupka-antikvariata-spb.ru/vinilovye-plastinki-sssr/