Говорят музейные фонды…

Календарные традиции в России

Календарь – печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, указания праздников, часто астрономические сведения. Календари бывают перекидные (листки на специальной подставке) отрывные, настольные (в виде книги с описанием юбилеев, знаменательных дат и т.д.), деловые (для записи на память), табель календари (таблица с перечнем дней в году).

Календарь-книга Русский календарь.Типография А.С. Суворина и В.И. Лихачева. Санкт-Петербург 1880 г.
Календарь-книга Русский календарь.Типография А.С. Суворина и В.И. Лихачева. Санкт-Петербург 1880 г.

В Древнем Риме календарями сначала называли книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ (календы – название первого дня каждого месяца). Позднее календарями стали именовать книги, расписывающие культовые празднества, дни рождения императоров, собраний Сената. Наиболее древний из дошедших до нас римских календарей относится к 354 году.

В России первые печатные календари появились в начале XVIII века. Старейшим считается напечатанный в 1708 году в Москве “Календарь или месяцеслов христианский” на 1709 год. Особое место в календарной теме России занимает имя Ивана Дмитриевича Сытина.

И.Д.Сытин (1851-1934), выходец из костромской деревни, благодаря своему предпринимательскому таланту, уму, энергии, стал ведущим издателем России. Четверть печатной продукции страны издавалась в его типографиях. Успех И.Д.Сытина был обусловлен не только применением передовой печатной техники, но и выпуском дешёвых, красочно иллюстрированных изданий для народа, хорошей организацией сбыта продукции. 

Календарь-книга Русский календарь.Типография А.С. Суворина и В.И. Лихачева. Санкт-Петербург 1880 г.
Календарь-книга Русский календарь.Типография А.С. Суворина и В.И. Лихачева. Санкт-Петербург 1880 г.

И.Д.Сытин в своих воспоминаниях писал: «С первых же дней своего существования Товарищество стало подумывать об издании народного календаря. В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, отрезанные от центров русским бездорожьем и русским расстоянием. Люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом – ни книг, ни газет, ни школ у них не было, и календарь для таких людей был единственным окном, через которое они смотрели на мир. По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни…

За издание календаря я взялся не сразу и готовился к этому целых пять лет. Необходимо было позаботиться о выписке из-за границы специальных ротационных машин и оборудования, создать целый ряд приспособлений для размножения календарей в огромных, еще не слыханных в России размерах». 

В 1884 году И.Д.Сытин выпустил в свет первый «Всеобщий русский календарь». Этот календарь «был необычайно привлекателен: красочно исполнена хромолитографией обложка, текст украшен портретами, гравированными на дереве, сведений в нём доставало на все случаи жизни: и традиционные для календаря святцы, и указатель железнодорожных станций, и средство от лишаев, и государственное устройство России, и лечение ящура».

В календаре всегда печатали обращение к читателю с просьбой сообщать о замеченных ошибках, недочетах и своих пожеланиях. Редакция получала массу писем с разными подсказками и советами. Люди просили издателя о самом разном, например: «Нужно обозначить, что такое затмение луны и солнца. Чем закрывается, когда делается затмение. Означьте, что такое луна, как она ходит вокруг земли», «Сведенья о восходе и заходе луны, чтобы знать, в какие ночи можно путешествовать при луне», «Напечатайте, что может Государственная дума и куда идут народные деньги», «Сколько съедает хлеба человек за всю жизнь, это никак невозможно подсчитать. Одно дело мужик-пахарь, другое дело писарь. Или наши поповы дочки. Они не едят, а клюют, как птички. Я один против всех троих съем, и не хватит. Про то можно ли узнать?», «Помещайте и еврейский календарь, но с указанием их праздников, потому что мужик везет хлеб на базар верст за 10, 16 и больше, а евреи-закупщики закрыты; у них праздник, а мужик и не знал. В нашем селе торговцы евреи, как хлебным, так и красным товаром…», «Напечатайте правильный лечебник, как спасать от утопления, замерзания и повешения…», «Нет ли полного календаря о всех некрологах, где они побиты или еще где находятся…». Таких писем было огромное количество. Были в них простота и наивность, но встречались и дельные советы, и предложения, поэтому все письма изучались. В результате такого изучения читательских интересов сытинский календарь с каждым годом становился содержательнее. Он стал не просто календарём, а и универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих российских семей.

Календарь-книга Русский календарь.Типография А.С. Суворина и В.И. Лихачева. Санкт-Петербург 1880 г.
Календарь-книга Русский календарь.Типография А.С. Суворина и В.И. Лихачева. Санкт-Петербург 1880 г.

Позже Сытин выпускал около 25 видов календарей: «Общеполезный», «Народный сельскохозяйственный», «Царь-Колокол», «Старообрядческий» и другие. Их годовой тираж составлял более 12 миллионов экземпляров. Благодаря И.Д. Сытину календарь прочно вошёл в быт простых людей. Люди стали дарить календари на Новый год. Подарок служил все двенадцать месяцев.

В фондах Музейного комплекса хранится один их таких календарей. Это «Русский календарь. Типография  А.С. Сытина и В.И. Лихачева», изданный в 1880 году в городе Санкт-Петербург.  На сегодня эта календарь-книга нуждается в реставрации. Здесь  часть страниц не скреплена между собой, некоторые вовсе отсутствуют, утрачена обложка, экспонат сильно изношен. В таком состоянии его невозможно представлять на выставках без вреда предмету, но у посетителей сайта теперь есть уникальная возможность увидеть календарь в цифровом формате.

На первом развороте книги находится православный календарь с указанием недель, имен святых, фаз луны и солнца. Текст календаря-книги содержит разделы с различными статистическими данными и рисунками. На страницах календаря повествуется о самых разных сторонах жизни и быта людей.

Примечание: Типография и точное название были определены сотрудниками музея путем сопоставления содержания имеющегося в музее экземпляра календаря и найденной в интернете копии за предыдущий, 1879 год.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова

Фото Н.И.Кобылина

Источники:

  1. Материалы из фондов Музейного комплекса;
  2. https://podcast.lib33.ru/vsemu-svoe-vremya-iz-istorii-kalendarej-v-rossii/
  3. https://moscowseasons.com/articles/istoriia-pechatnogo-kalendaria-v-eksponatakh-muzeia-ivana-sytina/
  4. просторы Интернет, свободный доступ.