Говорят музейные фонды…
Всё в порядке — иду ко дну…
Есть у нас, водолазов, порядки —
Погружаясь в глубину,
Просигналить друзьям: «Всё в порядке,
Всё в порядке — иду ко дну».
Алексей Фатьянов
Уже во времена античного мира профессия водолаза была хорошо известна. «Стремглав, водолазу подобно, сам он упал с колесницы…» — так писал Гомер в «Иллиаде», описывая падение возничего колесницы Гектора. Геродот писал о греческом ныряльщике Скиллии, нанятом царём Ксерксом достать сокровища с затонувших персидских кораблей. Немного позднее, в 332 году, водолазы помогали Александру Македонскому осаждать приморский город Тир, перерезая под водой якорные канаты кораблей неприятеля.
Для обеспечения ныряльщика воздухом, чтобы продлить его пребывание под водой, уже тогда люди начали придумывать водолазные костюмы и различные приспособления. Римлянин Флавий Вегеций в своём трактате о военном искусстве писал: «На голове водолаза одет кожаный мешок, от верхней части отходит трубка, верхний конец которой удерживается на поверхности пузырём, надутым воздухом».
Работы над усовершенствованием подводного костюма шли и в эпоху Средневековья. Леонардо да Винчи тоже предлагал свой вариант сплошного водолазного костюма, но в силу определённых обстоятельств он так и остался только на бумаге.
В 1551 году итальянец Никколо Фонтана предложил надевать на голову человека большой стеклянный шар.
В 1797 году немец Карл Клингерт придумал устройство, состоящее из надевавшегося на голову и плечи металлического колпака. Две кожаные трубки соединяли его с поверхностью для подачи воздуха.
В 1808 году немец Фредерик Дриберг усовершенствовал костюм предшественника, добавив внутрь механические меха. Водолаз должен был постоянно кивать головой, нажимая на это устройство, таким образом нагнетая воздух внутрь костюма.
Профессиональное сословие водолазов в России появилось в начале 17 века вместе с развитием рыбного промысла на Волге. Они тогда поддерживали в рабочем состоянии подводные заграждения, куда загоняли рыбу, предназначенную для питания монахов. Тогда же и появился сам термин «водолаз». Кроме того, водолазы добывали речной жемчуг, поддерживали в рабочем состоянии гидротехнические сооружения рыболовных промыслов Нижней Волги. Все работы ныряльщики проводили «на нырке», без использования спецсредств. В 1719 году крестьянин Ефим Никонов выдвинул идею создания специального костюма для работы под водой. В 1853 году Василий Вшивцев разработал подводный аппарат с дыхательной трубкой, а уже в 1871 году Александр Лодыгин предложил автономный дыхательный аппарат с искусственной кислородно-водородной смесью.
На самом деле, попыток сконструировать водолазный костюм было гораздо больше, но все они заканчивались, по большому счёту, неудачей. Только в 19 веке, а точнее в июне 1829 года, немец Карл Эрнст Гаузен написал в Морской учёный комитет, расположенный в Санкт-Петербурге, об изобретении им нового образца водолазного костюма. Этим сообщением сразу заинтересовались, так как Российская империя имела очень большой флот, а корабли нуждались в регулярном ремонте подводной части. Для этого приходилось вытаскивать судно в сухой док, на что тратилось очень много сил и времени.
Для демонстрации своего изобретения Гаузен приехал в Петербург не только с чертежами, но и с готовым аппаратом. На Неве были проведены испытания, которые прошли успешно. Впоследствии, после некоторых улучшений, костюм оказался настолько хорош, что под названием «трёхболтовка» используется и до сих пор. С Гаузеном заключили договор, и он долгое время работал механиком в порту Крондштата, изготовив ещё семь комплектов водолазного снаряжения и занимаясь подготовкой будущих водолазов. За выдающиеся заслуги Николай I наградил изобретателя, о чём написали в декабре 1847 года в газете «Сенатские ведомости» — «служащаго по контракту, при Кронштадскомъ портѣ, для управленiя водолазными работами, Россiйскаго подданаго, мѣщанина Курляндской губернии, города Туккума, механика Карла Гаузена, за оказанные имъ Морскому вѣдомству заслуги, возвести въ личное почётное гражданство».
Так в апреле 1882 года в Крондштате открылась первая в стране Водолазная школа, где не только готовили специалистов по подводному погружению, но и усовершенствовали водолазное оборудование, которое в 1893 году на международной выставке в Чикаго было признано лучшим в мире.
В 1904 году русские моряки-подводники смогли погружаться на глубину уже до 100 метров, что позволяло им заниматься спасением затонувших кораблей и выполнять ремонт подводных сооружений.
В 1919 году Владимир Ленин подписал декрет о национализации водолазного имущества, что позволило создать более эффективную систему управления водолазами страны.
Во время Великой Отечественной войны ныряльщики участвовали в спасении экипажей с затонувших кораблей, занимались разминированием водяных путей. В ходе работы наши водолазы сталкивались с итальянскими диверсантами, считавшимися непобедимыми и успешно их нейтрализовывали. Важнейшей миссией, которую выполнили водолазы в первой половине войны, была прокладка трубопровода по дну Ладожского озера. Он был жизненно необходим для обеспечения топливом блокадного Ленинграда. «Кабель жизни», названный по примеру «Дороги жизни», стал надёжным способом поддержания связи и обеспечения города. Автором этого проекта была первая в истории женщина-водолаз Нина Соколова, лично участвовавшая в его строительстве, проведя в общей сложности под водой почти месяц.
Этот усовершенствованный костюм, «трёхболтовка», используется до настоящего времени нашими водолазами, правда, больше как учебный. Официальное его название – «Трёхболтовое вентилируемое водолазное снаряжение УВС-50». Цифра 50 в его названии говорит о дате, когда этот костюм принят на вооружение — 1950 год. «Надёжен, как танк» — общее мнение о нём у всех водолазов. И да, он до сих пор состоит на вооружении в некоторых странах.
Состоит этот костюм из шлема, выполненного из меди толщиной стенки от 1 до 2,5 мм. В его верхней части с трёх сторон есть обзорные иллюминаторы с толщиной стекла до 12 мм, сзади – отверстие для армированного резинового шланга, предназначенного для подачи воздуха. Воздух в костюм закачивают рабочие-качальщики или моторные компрессоры. В нижней части шлема на трёх болтах с гайками (отсюда и название костюма) присоединяется медная манишка с крючьями, на которые подвешивали чугунные или свинцовые грузы весом по 16-18 кг. Сама рубаха, весом около 10 кг, изготавливается из нескольких слоёв прорезиненной ткани с прокладкой из шелковистой резины. На ноги надевали галоши, весом каждая по 6-10 кг, тоже из ткани, со свинцовыми или чугунными подошвами и латунными носками. Перед погружением водолаз дополнительно одевает шерстяное бельё, свитер, шапочку, а зимой – меховой жилет и чулки.
Подготовиться к погружению один водолаз, конечно, не может. Ему помогает целая команда. Товарищи растягивают ворот резиновой рубахи, водолаз ногами вперёд влезает в неё, на него надевают ботинки, подвязывают грузы, трос-сигнал для спуска-подъема и переговоров условными подергиваниями. В конце надевают шлем, подают воздух и задраивают иллюминатор. Костюм водолаза весит более 70 кг, по земле без посторонней помощи человек в нём передвигается с трудом. Даже голова человека, облачённого в костюм, до погружения обычно сильно наклонена вперёд, т.к. удержать вертикально на плечах шар весом 18 кг достаточно тяжело. Другое дело в воде, там вес костюма уменьшается до 8-10 кг. Зимой в этом костюме при температуре воды -3 водолазы работают на дне водоёма примерно час, летом, когда вода на дне 16-18 градусов, до пяти часов непрерывно.
Конечно, у костюма уже очень большая история, но он всё ещё очень надёжен и эффективен для выполнения многих задач. Сейчас появилась его новая версия, более совершенный СВУ-5-1. Однако «трёхболтовка» всё ещё в строю, она – не только легенда, но и своеобразный тренажер всех ныряльщиков, ведь, по словам бывалых водолазов, «если освоишь УВС – 50, всё на дне будет по плечу, станешь настоящим водолазом».
На экспозиции «Город, рождённый нефтью» Культурно-выставочного Центра «Усть-Балык», расположенного на аллее Первопроходцев 2А микрорайона, представлен подобный водолазный костюм. В фонды музея он поступил от начальника Тюменского специализированного управления по ликвидации аварий на магистральных нефтепроводах Агапова Бориса Николаевича. Посетители музея могут воочию увидеть этот атрибут «уходящей натуры» прошлого века, послушать интересную экскурсию и посмотреть документальные фильмы о жизни нашего города разных лет.
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Методист Серебренникова З.Ф.
Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.ЖЗЛ. Рассказы о людях. Автор И. Боечин Статья ««Трёхболтовка» классическое водолазное снаряжение». Точка доступа https://dzen.ru/a/X3r9n0iikAxDJOMl
3.WS WARSPOT. Статья «Вечная «трёхболтовка»». Автор А.Игнатьев. Точка доступа https://warspot.ru/19310-vechnaya-tryohboltovka
4.Страна РОСАТОМ. Статья «Всё о трёхболтовке: погружение в историю водолазного костюма УВС-50». Авторы А.Балясникова, А. Филиппова. Точка доступа https://strana-rosatom.ru/2022/08/22/istoriya-legendarnogo-vodolaznogo-ko/
5.Журнал «Вокруг света» №5. Июль-август 2022. Статья «Достичь дна: история первого водолазного костюма». Автор В.Веретенников.
6.ОСН. Общественная Служба Новостей. Статья «Водолазное дело в России». Точка доступа https://www.osnmedia.ru/1000/vodolaznoe-delo-v-rossii/
7.Публикация на сайте «Водный мир», 2015. Точка доступа https://fishki.net/2555432-istorija-vodolaznogo-kostjuma.html