Колокольные истории: история первая, исследовательская.
В фондах нашего музея есть небольшая коллекция колокольчиков, предназначение которых предстоит установить. У нас с вами есть уникальная возможность провести настоящее научное исследование! Перед нами два колокольчика небольшого размера. Для чего же их использовали?
Науку, которая изучает колокола, называют КАМПАНОЛОГИЯ, а ученых – КАМПАНОЛОГАМИ. Они делят все колокола на три большие группы: поддужные колокольчики, корабельные рынды и церковные колокола.
Итак, КОЛОКОЛЬЧИКИ ПОДДУЖНЫЕ. Их размещали под дугой у лошадей, запряженных в повозки и сани. Нужны они были для оповещения о приближающейся повозке в пределах небольшого пространства. От них не требовалась особая красота звучания и музыкальность. Поэтому строение профиля поддужного колокольчика самое простое — толщина стенки его тела на всем протяжении одинаковая. В церковном звоне такие колокольчики не используются.
Что же представляет собой РЫНДА КОРАБЕЛЬНАЯ? Это судовой колокол. Его использовали для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. А еще в рынду били каждые полчаса для обозначения времени. В настоящее время для этих целей используют другие технологии, но каждый корабль по-прежнему комплектуют рындой. Традиционно на теле рынды размещается надпись с названием судна, для которого она изготовлена. Этот сигнальный инструмент обладает резким и громким звуком.
Теперь о ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ. В Церкви колокола используются давно, приблизительно с конца IV века. На Руси колокола называли «поющими иконами» и богослужения неизменно сопровождали колокольным звоном. В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола. Колокольный набор для каждой церкви подбирается так, чтобы достичь благозвучия звона. Это целая наука. Звучание колокола тесно связано с равномерностью толщины, которая определяет профиль колокола. Поэтому церковные колокола имеют сложный профиль с утолщениями в определённых местах для более громкого и мелодичного звучания.
Итак, наши колокольчики небольшие и сделаны, согласно надписям, в г. Тюмени в XIX в. мастерами Гилевым и Шапошниковым. На этих фабриках отливали как церковные колокола, так и поддужные колокольчики. Но наши колокольчики имеют профиль без утолщения и для церковного звона не годятся. И надписи с названием морского судна они не имеют. Следовательно, это колокольчики ямщицкие (поддужные), которые использовали в упряжи для «создания благозвучного шума».