Колокольные истории: история первая, исследовательская.

В фондах нашего музея есть небольшая коллекция колокольчиков, предназначение которых предстоит установить. У нас с вами есть  уникальная возможность провести настоящее научное  исследование! Перед нами два колокольчика небольшого размера.  Для чего же их использовали?

Науку, которая изучает колокола, называют КАМПАНОЛОГИЯ, а ученых – КАМПАНОЛОГАМИ. Они делят все колокола на три большие группы: поддужные  колокольчики, корабельные рынды и церковные колокола.

Итак, КОЛОКОЛЬЧИКИ ПОДДУЖНЫЕ. Их размещали под дугой у лошадей, запряженных в повозки и сани. Нужны они были для оповещения о приближающейся повозке в пределах небольшого пространства. От них не требовалась особая красота звучания и музыкальность. Поэтому строение профиля поддужного колокольчика самое простое  —  толщина стенки его тела на всем протяжении одинаковая. В церковном звоне такие колокольчики не используются.

Что же представляет собой  РЫНДА КОРАБЕЛЬНАЯ? Это судовой колокол. Его использовали для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. А еще  в рынду били  каждые полчаса для обозначения времени. В настоящее время для этих целей используют другие технологии, но каждый корабль по-прежнему комплектуют рындой. Традиционно на теле рынды размещается надпись с названием судна, для которого она изготовлена. Этот сигнальный инструмент обладает  резким и громким звуком.

Теперь о ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ.  В Церкви колокола используются давно,  приблизительно с конца IV века. На Руси  колокола называли «поющими иконами» и богослужения неизменно сопровождали колокольным звоном.  В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола. Колокольный набор для каждой церкви подбирается так, чтобы достичь благозвучия звона. Это целая наука. Звучание колокола тесно связано с равномерностью толщины, которая определяет профиль колокола. Поэтому церковные колокола имеют сложный профиль с утолщениями в определённых местах для более громкого и мелодичного звучания.

Итак, наши колокольчики небольшие и сделаны, согласно надписям,  в г. Тюмени в XIX в. мастерами Гилевым и Шапошниковым. На этих фабриках отливали как церковные колокола, так и поддужные колокольчики. Но наши колокольчики имеют профиль без утолщения и для церковного звона не годятся. И надписи с названием морского судна они не имеют. Следовательно, это колокольчики ямщицкие (поддужные), которые использовали в упряжи для «создания благозвучного шума».




Научный сотрудник Смагина Ю.Г.