Листая пожелтевшие страницы…

История пишется объективом. Сварщик — профессия ответственная.

Сегодня без сварки не обходится ни одна отрасль производства, ведь современный мир — это мир металла.  В любой профессии ценятся опыт, мастерство и ответственное отношение к делу. Но у профессии электрогазосварщика, и тем более сварщика, который варит стыки магистральных нефтепроводов, ответственность особого рода, и требуются здесь не просто опыт и умение, а профессионализм высочайшего класса.

Звено Анатолия Харина (в центре). СМУ-26. МК КП 106-1
Сварщик В.Иванов. МК КП 106-59
Сварщик П.Бондаренко. МК КП 106-45
Сварщик Р. Хайруллин. МК КП 106-55
Ночная сварка на трассе Холмогоры-Клин. МК КП 106-23

    История сибирской нефти началась в 1960 году со скважины №6, пробуренной на Трехозерном месторождении  вблизи поселка Шаим бригадой С.Н.Урусова, впоследствии ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это была первая в Сибири нефть промышленного назначения.

    Стране требовалось все больше нефти, которой щедро делилась с людьми тюменская земля. Названия месторождений были у всех на слуху – Усть-Балыкское, Правдинское, Мамонтовское, Салымское… Разбросанные по бескрайней территории Западной Сибири залежи черного золота были надежно укрыты в непроходимой тайге и топких болотах. Но это не умерило пыл первооткрывателей, а только подстегнуло искать новые пути транспорта нефти – нефтяные магистрали.

    В 1965 году запустили первый западносибирский нефтепровод Шаим — Тюмень общей протяженностью 410 км. Это значит, что нефть перестали доставлять наливными баржами и танкерами, а работы на промыслах уже не были привязаны ко времени года.

    За девять лет, с 1967 по 1976 года, один за другим начали вводить в эксплуатацию нефтепроводы: Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск, Нижневартовск — Курган — Куйбышев, Самотлор — Александровское, Самотлор — Нижневартовск. Холмогоры — Западный Сургут.

    В 1970-е  годы построили магистральный нефтепровод Сургут – Горький — Полоцк, а в 1980-е  ввели в строй нефтепровод Урьевская — Южный Балык, Тюмень — Юргамыш. С разницей в пару лет появились еще три нефтепровода: Шаим — Конда, Красноленинск -Шаим — Конда, Холмогоры — Клин.

    Нефтепровод «Холмогоры — Клин» введен в действие в 1984 году для перекачки нефти с месторождений Холмогорского региона на нефтеперерабатывающие заводы европейской части страны. Нефтепровод  уникален тем, что проходит в  основном по болоту, по самой настоящей топи, где часто не выдерживала и техника. Его протяженность 2456 км, диаметр  1220 мм. Проектная производительность 75 млн. тонн в год.

    Вид сверху на нефтепровод Холмогоры-Клин. МК КП 106-9
    Строительство трассы Холмогоры-Клин — плетевоз в пути. МК КП 106-12
    Момент разгрузки блоков. МК КП 106-11
    Момент прокладки нефтепровода бригадой Н.Саморокова

    На добычу черного золота и строительство нефтепроводов руководство страны отводило немыслимые сроки. И строители в них укладывались, километр за километром они прокладывали нефтепровод сквозь тайгу и топи. «Нефть идет!» — гремели заголовки газет. За громкими лозунгами стояли тысячи простых людей, которые прошли сложный и долгий путь – построили тысячи километров нефтепроводов, которые спустя десятилетия сложились в единую мощную трубопроводную систему.

    В фондах Музейного комплекса хранятся фотографии, отражающие моменты строительства нефтепровода Холмогоры — Клин.  Это фотографии Николая Горшунова, работника СМУ-26 треста «Югансктрубопроводстрой». Фотоработы  поступили в музей после экспонирования на разных фотовыставках в 1970-1980-х годах. Часть из них предлагаем вашему вниманию.

    Экипаж ‘Камацу’ В.Горенкина. Трасса Холмогоры-Клин. МК КП
    На строительстве трассы Холмогоры-Клин — строитель В. Копмарь
    Рабочие СУ ПНР. МК КП 106
    Водитель АТБ-5 треста «Югансктрубопроводстрой». МК КП 106-54
    Коллектив водителей — трассовиков на строительстве трассы Холмогоры-Клин

    У каждого человека была своя жизнь, свой опыт, свой характер. Но все они были связаны дружбой, ответственностью перед собой и товарищами. Все ехали с одной целью – работать. Впоследствии многие из тех, кто метр за метром прокладывал нефтепровод, остались на этой земле.

    Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А. Полякова

    Фонды НГ МАУК «Музейный комплекс»

    https://sovet.megatyumen.ru/transneft-sibir-istoriya