Мостов связующая нить. Валентин Солохин

3 ноября 1984 года был пущен в эксплуатацию мост через Юганскую Обь, связавший автомобильной трассой город-остров Нефтеюганск с югом Тюменской области.

В Музее реки Обь открыта выставка «Мостов связующая нить. Валентин Солохин». В составе выставки материалы из фондов Музейного комплекса, а также личного архива Солохина В.Ф., переданного на временное хранение, для создания выставки.

Переправа через Юганскую Обь
Переправа через Юганскую Обь

Инженерные сооружения – мосты, путепроводы, виадуки, эстакады и прочее, имеют большое значение для экономики любой территории. С вводом в эксплуатацию моста через Юганскую Обь стало более выгодным географическое положение Нефтеюганска — сегодня город находится в непосредственной близости от автотрассы федерального значения.

А начиналось всё в далеком 1978 году с гидронамывных работ, затем возвели базовый поселок мостостроителей и к началу зимы 1980 года было все готово для строительства нового инженерного сооружения — моста. Сложностей было очень много, но мостовикам не привыкать к ним. Так, например, обещали дать шесть новых сборных домов для поселка мостостроителей, а дали, по меткому определению начальника мостоотряда №15 Г.А. Коваленко, «минус два» — своих два забрали.

«Основные работы по установке опор моста обычно проходят зимой. В оптимальные сроки мостостроители справились с погружением оболочек будущих опор с двенадцатой по девятую (именно в такой последовательности). К концу 1980 года опоры были готовы под монтаж пролетов. В 1981 году начинается возведение главной опоры — номер пять, на которой держатся пролеты с фермами моста над фарватером реки. На помощь прибыла одна из лучших бригад треста мостоотряда №29, которой руководил Ю.Ф. Гончаров. Практически одновременно начинаются монтажные работы, под руководством бригадиров Н.А. Жмаева и И. Мамедова.

Строительство моста через протоку Юганская Обь
Строительство моста через протоку Юганская Обь

Но темпы работ по монтажу первых пролетов были замедлены нехваткой металлоконструкций и сборного железобетона. В этот трудный момент монтажников выручает бригада арматурщиков-бетонщиков П.А. Романа. Полигон, где отливали необходимые железобетонные конструкции – стал главным участком.

К 1982 году все опоры моста были готовы, необходимо было ускорить монтаж пролетов. Одна бригада собирала конструкции, что называется «на полу», а вторая – монтировала наверху. Организовали комплексную бригаду, где проявилось мастерство сварщика Л.В. Ваулина, монтажника И.П. Ткаченко, слесаря А.Н. Митюшкина и многих других.

Мастерски, с ювелирной точностью крановщик Иван Васильевич Чикомасов «вывел» начальный треугольник – а это одна из самых трудных работ в сооружении моста».

В 1983 году наконец-то был решен вопрос о поставке всех необходимых для окончания строительства моста металлоконструкций, а Министерство транспортного строительства включило в свои обязательства пункт о сдаче моста через Юганскую Обь в четвертом квартале 1984 года. Мост все больше обретал вид законченности.

Осенью 1984 года Юганская Обь была полностью перекрыта. Днем и ночью, посменно работали мостостроители.

Строительство моста через протоку Юганская Обь
Строительство моста через протоку Юганская Обь

3 ноября 1984 года мост был пущен в эксплуатацию. Он связал автомобильной трассой город-остров Нефтеюганск с югом Тюменской области. Нефтеюганцы уже забыли, как грузили свои автомашины на железнодорожные платформы, чтобы попасть на Большую землю.

Сегодня два моста перекинуты через Юганскую Обь, что стало выходом из сложной ситуации. За многие годы эксплуатации старый мост стал разрушаться из-за возросшей на него нагрузки. И с 2008 года инженерные сооружения пропускают транспорт в разных направлениях – старый мост на юг, новый мост на север.

Открытие моста через р. Юганская Обь
Открытие моста через р. Юганская Обь

Строительство первого моста через Юганскую Обь проходило под непосредственным руководством управляющего трестом «Мостострой-11» Солохина Валентина Федоровича – почетного гражданина Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, заслуженного мостостроителя, на счету которого сотни инженерных сооружений в Западной Сибири. Знаменитое его детище – Югорский вантовый мост, ныне носит его имя.

Мост через Юганскую Обь стал вехой не только в славной истории треста «Мостострой-11», его подразделения — мостоотряд №15, но и навсегда изменил значимость Нефтеюганска. Если до этого основной магистралью, связывающей Нефтеюганск с Большой землей, была протока Юганская Обь, то после ввода в эксплуатацию моста, Нефтеюганск стал одним из городов связующей нити автомагистрали федерального значения.

Н.К. Эскина, главный хранитель фондов

Источники:

  1. Материалы из фондов Музейного комплекса
  2. Материалы из личного архива В.Ф. Солохина