Н.П. Шестаков. Мушкетер ХХ века.

Мозаичные панно на торцах домов и фасадах зданий… Это было не только красиво, практично, но и важно с точки зрения советской агитации. Нефтеюганск не стал исключением. Рожденный в расцвете советской эпохи, город быстро подхватил новомодную волну.

Плиточная мозаика придавала ярких красок унылым серым однотипным домам и служила утеплением.  Для угловых квартир, одна из стен которых была торцевой, это было совсем не лишним. Смальтовая стеклянная мозаика была долговечной и не нуждалась в ремонте, а дождь регулярно освежал полотна – отмывал от загрязнений.

Помимо этого, мозаики несли большую агитационно-просветительскую функцию: они прославляли труд, знания, ратные подвиги, спортивные и научные достижения большой страны. Глядя на них, советский гражданин должен был проникнуться гордостью за социалистическую родину и стремиться к новым свершениям.

Мозаики на фасадах жилых домов, прославлявшие подвиг первопроходцев, стали одной из визитных карточек Нефтеюганска. Одним из наиболее известных плиточников-мозаичников Нефтеюганска был Николай Шестаков, который приехал в 1967 году из г. Алма-Аты по приглашению руководства СУ-10 треста «Нефтеюганскгазстрой».

Шестаков Николай Петрович
Шестаков Николай Петрович

Бригада плиточников-мозаичников под руководством Николая Петровича работала более чем на 50 объектах города, а это более 32 тысяч кв. метров мозаичных полотен, выполненных по эскизам бригадира. Облицовка дома культуры «Строитель», дворца культуры «Юность», ресторана «Орбита», здания ПО «Юганскнефтегаз», краеведческого музея, а также поликлиники, комплекса медсанчасти, магазинов, городской бани, школ и детских садов. С непосредственным участием Шестакова были возведены памятник Воину-Освободителю, стела Комсомольской Славы и стела «Юность». Он также приложил руку к оформлению мозаичных полов в городских больницах, поликлиниках, Домах культуры, краеведческом музее, здании городской администрации и в ведущих организациях Нефтеюганска.

Эскиз мозаики в кинотеатре 'Юган'  1970-е гг.
Эскиз мозаики в кинотеатре ‘Юган’ 1970-е гг.
Здание ДК Юность
Здание ДК Юность
Памятник Воину-освободителю 1987 г
Памятник Воину-освободителю 1987 г
Здание треста НЮГС  1987 г
Здание треста НЮГС 1987 г

На каждом выполненном объекте красовалась уникальная подпись «Мушкетёры» – это был их фирменный знак. Идея создания товарного бренда «мушкетеры» принадлежит Николаю Петровичу и братьям Вышковским. Много раз бригаду «мушкетеров» приглашали в Тюмень, где объектами были здание Главтюменьнефтегаза, гостиницы «Северная» и «Турист», хирургический комплекс областной больницы на ул. Мельникайте, ПТУ «Строитель». В г. Урае возводили городскую баню, здание горкома партии. В Сургуте – «Орбиту», ДК «Строитель», магазин за Саймой. А были еще города Пангоды, Ханты-Мансийск, Салехард, поселок Пойковский и другие.

Здание Треста 'Главтюменнефтегаз'
Здание Треста ‘Главтюменнефтегаз’
В фойе гостиницы 'Турист'
В фойе гостиницы ‘Турист’
Знак подпись Мушкетеры
Знак подпись Мушкетеры

Но именно здесь, в Нефтеюганске, Николай Петрович реализовал себя как художник-творец. Его работы из гипса – барельефы матери, отца, друзей, членов бригады – приводят в восхищение глубоким проникновением во внутренний мир человека. Он участвовал в создании мемориальных досок известных в городе людей – первого Почетного гражданина К.А. Иванченко, первопроходцев Р.Х. Аллаярова, М.И. Сергеева, погибших воинов-афганцев О. Рощевкина и В. Рожкова. 

Барельеф. Автопортрет. Шестаков Николай Петрович
Барельеф. Автопортрет. Шестаков Николай Петрович
Рисунок Автопортрет
Рисунок Автопортрет

За большие трудовые и творческие достижения Шестаков Н.П. награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1980), нагрудным знаком «Отличник Миннефтегазстроя» (1980), медалью «Ветеран труда» (1985), он является  кавалером Ордена Трудовой Славы III степени (1976), удостоен звания «Труженик тыла Великой Отечественной войны», «Победитель социалистического соревнования» (1973,1980), «Ударник девятой пятилетки» (1975, 1976). В фондах музея хранятся десятки барельефов и эскизов мастера.

Управляющий Треста НЮГС Кацен Р.И. (слева) награждает Шестакова Н.П., плиточника-мозаичника СУ-51  1977 г.
Управляющий Треста НЮГС Кацен Р.И. (слева) награждает Шестакова Н.П., плиточника-мозаичника СУ-51 1977 г.

Город развивается стремительными темпами, высотные дома растут как грибы после дождя, радуют глаз расцветкой и иллюминацией. Новые технологии задают свой темп, стиль, моду. Многие мозаики канули в Лету под листами сайдинга.

Но окончательно предать их забвению не дают фотоматериалы Музейного комплекса, средств массовой информации и неравнодушных горожан. В новостных интернет-лентах различных сообществ то и дело мелькают черно-белые фотографии прошлого Нефтеюганска со старыми добрыми мозаичными панно, которые вызывают теплоту и ностальгию…

В мае 2020 года Николая Петровича не стало. Но память о нём хранят не только фонды Музейного комплекса и семейные альбомы десятков тысяч горожан, но и многие первые нефтеюганские строения.

 Шестаков Н.П. за работой над барельефом  конец 1990-х
Шестаков Н.П. за работой над барельефом конец 1990-х
Урок в детском саду - знакомство с профессией строителя, 1982 г.
Урок в детском саду — знакомство с профессией строителя, 1982 г.
Шестаков Николай Петрович
Шестаков Николай Петрович
Шестаков в музее с сыном, 2013
Шестаков в музее с сыном, 2013
Фотография черно-белая Шестаков Н.П. с внуком 80-е гг
Фотография черно-белая Шестаков Н.П. с внуком 80-е гг

Как было бы замечательно, если бы память об этом замечательном человеке увековечили в мемориальной табличке на доме номер восемь во втором микрорайоне, где он жил много лет. О таких людях, как Шестаков Николай Петрович, память должна передаваться из поколения в поколение. Такими, как он, гордится Нефтеюганск!

Научный сотрудник Елена Белая,

Главный хранитель фондов Надежда Эскина

Использованы материалы Музейного комплекса