«Нефтеюганцы: имя в истории»

Коровина Августа Ивановна

Учитель, сколько надо любви и огня…

Трошин Владимир

Коровины

Учитель. Поистине несравненна жизненная значимость учительского труда. «Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека», — писал М.И. Калинин. От идейности, эрудиции, мастерства, щедрости сердца учителя, призванного, по выражению А.С. Макаренко, «проектировать лучшее в человеке», зависит нравственный тип человека, которого формирует школа.

«Инженерами человеческих душ ещё называют педагогов. Вооружение учащихся прочными знаниями, формирование высокой коммунистической сознательности, подготовка молодёжи к жизни, к выбору профессии – главные задачи советского учительства. В школах нашего города многие из учителей добились стопроцентной успеваемости при высоком качестве знаний. Теория тесно связывается с практикой. Классы заключают договора на социалистическое соревнование с бригадами, школы – с производственными коллективами. Недавно состоявшийся IV пленум горкома КПСС обратил внимание на главную задачу – выработать у всех питомцев школы высокие качества – преданность идеалам коммунизма, трудолюбие, умение творчески мыслить и ориентироваться в потоке информации. Применяя методику развивающегося обучения, используя возможности новых программ, замечательных результатов добиваются новаторы просвещения. В школе №2 успешно разрабатывают и внедряют в учебный процесс различные новинки. Здесь прочно вошла в практику кабинетная система, научно организуется труд не только учителей, но и учащихся. Чтобы уроки проходили более эффективно и учащиеся брали из них возможно большую пользу для себя, новые формы в преподавании ищут учителя четвертой и первой средних школ…», так писала газета «Нефтеюганский рабочий» в 1976 году.

Коровина Августа Ивановна стала первым директором первой школы рабочего поселка Нефтеюганск. Именно она формировала педагогический коллектив, привлекая молодых специалистов, которые только окончили институты и педагогические училища. Она защищала интересы школы и своих подчиненных, решая бытовые проблемы, чтобы каждый учитель думал только о своих учениках, а не о том, что ему негде жить или нет дров. Организовывая учебный процесс, она буквально при каждой возможности приобретала для школы инвентарь и учебные пособия, иногда даже на свои личные сбережения.

«1964 год. На сессии IX созыва Нефтеюганского поселкового совета трудящихся 26 октября 1964 года председателем исполнительного комитета избрали Василия Дубровина.

Тогда же народные депутаты образовали бюджетную, бытовую, торговую, жилищную, здравоохранительную комиссии, комиссии по народному образованию и культуре, по промышленности и по благоустройству.

Из документов II сессии Нефтеюганского поселкового совета трудящихся от 26 ноября 1964 года:

«Рабочие живут очень стесненно. На буровой №204 жить невозможно, а рабочие, не выезжая, живут по 5 дней. Несколько раз просили утеплить балок».

Врач Елена Филиппова: «Много больных с воспалением легких, ревматизмом. Помещение больницы мало, и, чтобы уложить больных, мест не хватает. Не обеспечивают дровами».

Директор школы №1 Августа Коровина: «В школе нет больших электролампочек. Не дают со склада лампочки, а дети слепнут от плохого света. Просьба к 5 декабря достроить спортзал. Детям очень плохо заниматься…».

Благодаря упорству директора, несгибаемости перед трудностями, настойчивости в решении проблем, первая школа поселка Нефтеюганск стала не только образовательным центром, но и центром культуры и досуга. При руководстве Августы Ивановны в школе была организована художественная самодеятельность, проводились спортивные соревнования, которые сегодня бы назвали «Папа, мама, я – спортивная семья!». Около школы каждую зиму строили горку и заливали каток, на который приходили все желающие. Каток освещался разноцветными лампочками, выкрашенными старшеклассниками гуашью и тушью. А это была ее идея…

Из-за принципиальности и умения добиваться поставленной цели, ее называли «комиссарша». Учителя, которые знали Августу Ивановну с самых первых дней, говорят о ней, как о строгом, но справедливом руководителе.

С преобразованием Нефтеюганска из рабочего посёлка в город окружного подчинения школьное образование претерпевает серьёзные изменения. На основании решения исполнительного комитета Нефтеюганского городского Совета депутатов трудящихся, состоявшегося на 1 сессии 11 созыва от 21 декабря 1967 года, был образован Нефтеюганский городской отдел народного образования (ГорОНО). ГорОНО находился в подчинении Ханты-Мансийского окружного и Тюменского отделов народного образования и осуществлял обучение и воспитание подрастающего поколения. Первая заведующая отделом – Августа Ивановна Коровина. А проблемы всё те же – жилье, бытовые условия, организация учебного процесса…

В 1967 году в подчинении ГорОНО находились следующие учебные заведения:

• Нефтеюганская средняя школа №2;

• Нефтеюганская восьмилетняя школа №1;

• Нефтеюганская начальная школа №3;

• Пойковская средняя школа;

• Нефтеюганская школа рабочей молодежи;

• Чеускинский детский дом и ясли;

• Каркатеевская начальная школа.                     

В связи с ростом численности населения, постоянно вводились в строй новые объекты школьного образования. Требовались педагоги, но при этом процент текучести кадров был высокий, в основном из-за нехватки жилья и тяжелых жилищно-бытовых условий. Преподаватели приглашались с «Большой земли», хотя ГорОНО не имело реальной жилой площади. Руководителям учреждений школьного образования приходилось постоянно доказывать на различном чиновном уровне, что от улучшения материальных основ процесса образования зависит качество подготовки будущих специалистов – производственников тех же нефтяных предприятий. Трудностей же была масса: это нехватка школьных помещений для стремительно возрастающего населения Нефтеюганска, недостаток учебных мест в имеющихся учреждениях, нехватка учебной, методической и внеклассной литературы, плохая техническая оснащенность и материальная база учебных заведений, недостаток квалифицированных педагогических кадров, отсутствие жилья для педагогов, колоссальные нагрузки.

Однако, не смотря на все трудности, педагоги выполняли свой профессиональный долг – осуществляли, как могли, обучение и воспитание подрастающего поколения.

«Народный учитель – гордость советского общества. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека» — такую оценку дал педагогам Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев.

Школа всегда была и будет школой двоих – учителя и ученика. Можно оснастить учебный процесс техническими средствами, наглядными пособиями, дидактическим материалом. Но учитель, и только он, — залог успешности в обучении, начало всех начал на пути к истине. По-настоящему воспитывать сумеет только тот, кто сам служит образцом своим воспитанникам. Только тот вырастит достойных учеников, кто всецело предан своему делу, кто глубоко убежден в его правоте. Учитель должен непрерывно заниматься самообразованием, пополнять и углублять свои знания, широту кругозора, повышать общую человеческую и профессиональную культуру. Все это вкупе с душевным его богатством будет сильнее слов воздействовать на учащихся. Именно таким человеком и педагогом была и Августа Ивановна Коровина.

Здание школы №1
Здание школы №1. 1969 г.
Коровина А. И. на торжественной линейке у школы №1
Коровина А.И. - первый директор школы №1.
Коровина в центре в белой кофте
Коровина в центре в светлом платье
открытие здания в капитальном исполнении школы № 1 в 1-м мкр.
Первое здание школы 1.jpg
Первые выпускники школы №1
Первый каток около школы № 1.
1970-е годы. Школа №1 в 1 мкр

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Ключникова И.Ю.

Методист Серебренникова З.Ф.

Использованная литература:

1. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нефтеюганска точка доступа  admugansk.ru

2. Газета «Здравствуйте, нефтеюганцы» от 27 мая 2017 года. Статья «50 лет вместе»

3. Газета «Нефтеюганский рабочий» №100 от 19 августа 1976 года

4. Сайт Лекции.Орг   точка доступа https://lektsii.org/9-19809.html

5. Материалы Музейного комплекса

6. Буклет «Школьная летопись Нефтеюганска», Стр. 5-6. МБУК «Городская библиотека» 2019 год.